Главная / Статьи
30 ноября 2015 г. 16:41, Градостроительная политика

Пять лет во главе Стройкомплекса Москвы

Чего удалось добиться Марату Хуснуллину

Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Москвы Марат Хуснуллин отметит 2 декабря пятилетие своего пребывания на этой должности. «Московская перспектива» оценила главные достижения его работы с учетом того, что он занимает один из главных постов в команде мэра Москвы Сергея Собянина.

С начала 1990-х и до 2011 года Москва застраивалась по принципу создания спальных районов. Участки земли щедро раздавались инвесторам для возведения жилых кварталов. В результате появились десятки и сотни однотипных микрорайонов и домов без необходимой инфраструктуры – дорог, детских садов, школ, поликлиник и, конечно, без мест приложения труда. Работать москвичи ездили в центр. Поэтому первым делом новая команда мэрии во главе с Сергеем Собяниным поменяла вектор градостроительного развития. Фактически произошла перезагрузка работы всего Стройкомплекса.

Изучив мировой опыт других мегаполисов, правительство Москвы сформулировало новый принцип – полицентричность развития города с созданием новых центров притяжения на периферии. Упор сделали на размещение рабочих мест на окраинах, а центр отдали для возведения гостиниц и апартаментов для туристов. Приступили к реновации заброшенных промышленных зон. Главный ресурс развития города по полицентрической модели – это «новая Москва». Сегодня больше половины всей недвижимости столицы, по словам Сергея Собянина, строится в ТиНАО и промышленных зонах. Москва, как не раз отмечал мэр, быстрыми темпами превращается в комфортный и удобный для жизни город – это большая градостроительная победа.

Пять лет назад российская столица представляла собой одну большую пробку. В рейтинге самых загруженных мегаполисов Москва много лет уверенно занимала первую строчку. Долгое время про заторы столицы ходили разные шутки: «В Москве планируется изменить знак 60 км/ч, на знак 60 ч/км» или «Все больше москвичей в графе «место фактического проживания» пишут – «пробка на Кутузовском».

Учитывая постоянно увеличивающееся количество автомобилей, в 2015 году, по прогнозам экспертов, должен был наступить транспортный коллапс. Но его не случилось, в том числе благодаря масштабной программе дорожного строительства. Более того, по мнению экспертов и водителей, город «поехал», причем быстрее.

По объемам дорожного строительства Москва сегодня занимает третье место в мире после Пекина и Гонконга (по рейтингу Price Waterhaus). За последние пять лет построили в 2,5 раза больше дорог, чем в предыдущую пятилетку – более 360 км. Кроме того, возвели более 110 искусственных сооружений (эстакад, тоннелей и мостов), 139 пешеходных переходов.

Скептики не раз говорили о том, что программа строительства метрополитена не реализуется заявленными темпами, сроки постоянно переносятся и т.д. Однако если проанализировать проделанную работу, становится очевидно, что это не так. Пять лет назад, когда только зашла речь о программе строительства метрополитена, ни у городских властей, ни у экспертов не было полного понимания, как эта программа должна выглядеть: какие ветки нужны, в каких районах и т.д. Конечно, тогда не могло идти речи о проектной документации, готовых площадках, производственных мощностях. Буквально за считанные месяцы была разработана и презентована программа строительства метро – самая масштабная за всю историю Москвы и самая амбициозная по срокам, концентрации трудовых ресурсов и стоимости (ее, кстати, удалось уменьшить на 25%).

После этого Стройкомплекс начал разворачивать работы на всей территории Москвы. На сегодняшний день тоннели строят более 20 проходческих комплексов (за всю историю было не больше 5), в работе 2 тысячи площадок. Это историческая победа Стройкомплекса столицы. Уже ввели 13 новых станций, а также создали колоссальный задел, который позволит в будущем ежегодно вводить десятки километров метрополитена.

Как-то в неформальной беседе с журналистами накануне Нового года Марат Хуснуллин жаловался, что в сутках только 24 часа, которых не хватает на решение всех возникающих вопросов. Поэтому он мечтал о том, чтобы в праздничные дни выспаться. А через год на такой же встрече он уже с гордостью сказал, что работу удалось выстроить таким образом, что теперь многие вопросы не требуют его личного участия. Но это он, наверное, поскромничал…

Уважаемый Марат Шакирзянович, примите самые искренние поздравления по случаю пятилетия Вашего пребывания на посту заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства! 
Ваше умение эффективно управлять всеми строительными процессами характеризует Вас как талантливого руководителя. Уверены, что Ваш профессионализм, жизненный опыт, преданность делу и в дальнейшем будут способствовать процветанию нашего любимого города. Желаем Вам новых профессиональных побед, реализации намеченных планов, здоровья!

Александр Шибанов

Градостроительство, Дорожное строительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: