Главная / Статьи

Проверки на дорогах

Мосгосстройнадзор осваивает новую дорожную лабораторию

В Центре экспертиз, исследований и испытаний в строительстве (ЦЭИИС) при Мосгосстройнадзоре с сентября работает передвижная дорожная лаборатория. Мобильный комплекс позволяет в считанные минуты получить данные об эксплуатационных свойствах автотрассы, о каждом слое дорожного полотна и проходящих под ним коммуникациях.

Ознакомиться с работой передвижной лаборатории корреспонденту «МП» довелось на реконструируемом участке Калужского шоссе между 21-м и 22-м километром. Мобильный комплекс оказался микроавтобусом с установленными на нем электронными системами. Дежурная бригада из трех специалистов во главе с заместителем начальника лаборатории дорожного строительства ЦЭИИС Рауфом Юсифовым продемонстрировала, как в процессе движения машины датчики, снимая показатели через каждые 10 см, регистрируют геометрические и транспортно-эксплуатационные параметры автотрассы с целью определения ее продольного и поперечного уклонов, а бортовой компьютер обрабатывает полученные данные и сравнивает их с цифрами проекта.

Важным показателем транспортно-эксплуатационного состояния дороги является также ровность покрытия, которую прежде контролировали с помощью обычной трехметровой рейки с уровнем. Зазоры между линейкой и дорогой не должны превышать установленной СНиПом величины. «Хотя сегодня мы производим замеры с помощью мобильной лаборатории, что в разы эффективнее сделанных вручную измерений, так как ее оборудование позволяет сканировать дорогу на скорости до 60 км в час, действующие в России строительные нормы рассчитаны на измерения, производимые вручную. Поэтому тщательно просканировав с помощью машины поверхность автотрассы, мы вместе с тем вынуждены производить одиночные измерения при помощи дорожной линейки, которые и пойдут в официальный отчет».

Вместе с тем специалисты подтвердили, что самый высокий процент износа дорожного покрытия возникает при движении по автотрассе машин с шипованными колесами. «Даже небольшая колея в асфальте может серьезно повлиять на динамику движения машины. При высоких скоростях, особенно в дождливую погоду, это может привести к печальным последствиям. В дождь колея заполняется водой, поэтому у машин, передвигающихся на высокой скорости, может возникнуть состояние глиссирования – когда переднее колесо машины приподнимается над поверхностью дороги. В этот момент сцепление с автотрассой нарушается, и она теряет управление. Чтобы этого не случилось, процесс образования колеи на дороге строго контролируется, – сказал Рауф Юсифов.

– В большинстве случаев глубина колеи также определяется «дедовским способом» – с помощью линейки и клина. На перегруженной автомобилями дороге подобные измерения можно производить, лишь собирая огромные пробки. Мобильный комплекс в данной ситуации бесспорно выигрышный вариант. С помощью передвижной лаборатории это можно сделать и в потоке машин, и более тщательно. Так, полоса Московской кольцевой автодороги сканируется примерно за 3–4 часа. Все данные сразу же поступят на компьютер и будут обработаны и рассортированы с учетом привязки к конкретным участкам трассы».

На крыше передвижной лаборатории установлена видеокамера, которая собирает всю информацию о дорожной инфраструктуре и расположенных рядом с трассой инженерных объектах, что является серьезным подспорьем в ходе ее инвентаризации и паспортизации. С помощью камеры можно легко контролировать и ширину проезжей части, отклонения которой от проектных размеров не должны согласно нормам превышать 10 см.

«Важным элементом лаборатории является георадар, позволяющий в режиме реального времени получать информацию о состоянии конкретного участка построенной дороги, – рассказал консультант управления по надзору за объектами дорожно-мостового строительства Мосгосстройнадзора Павел Галкин. – Данный георадиолокационный прибор производит зондирование дорожного полотна на глубину до 1,6 метра, что позволяет обнаружить скрытые дефекты в конструктивных слоях автотрассы, а также пустоты и каверны в подстилающих слоях. И вместе с тем выявить проходящие под дорогой инженерные коммуникации.

Подобного рода исследования также осуществляются на ходу, без сверления в асфальте дополнительных шурфов и кернов. Однако опираясь только на показания георадара, мы не можем выдать заключение о состоянии автотрассы, а лишь занесем полученные данные в реестр. Наличие выявленных дефектов подтверждают контрольные пробы, взятые при помощи керноотборника. Толщину слоев, образующих керн, измеряют с помощью штангенциркуля и сравнивают с проектной. А их физико-механические свойства определяют уже в лаборатории ЦЭИИС.

Тщательные исследования строящихся и реконструированных автотрасс с помощью передвижной дорожной лаборатории положительно сказываются на их безопасности. К тому же не секрет, что там, где больше нарушений в процессе строительства, больше и затрат при эксплуатации», – подчеркнул специалист.

Андрей Мещеряков

Качество строительства, Дороги

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: