Главная / Статьи
11 апреля 2013 г. 13:55, Градостроительная политика

Проектируем быстроразвивающийся город

В конце 50-х годов прошлого века в Москве решили застраивать территории вокруг города - дачи, огороды, неосвоенные земли. Масштабные проекты требовали соответствующего подхода: проложить в новые районы современные коммуникации, подвести дороги, запроектировать собственно жилые дома и соответствующую социальную инфраструктуру.

И хотя к тому моменту в столице уже велась обширная работа по проектированию и строительству крупных объектов, в ней не хватало единоначалия. В условиях строящегося мегаполиса появилась необходимость в организации, которая могла осуществлять проекты в комплексном понимании быстро развивающегося города. Такой структурой стал институт по изысканиям и проектированию инженерных сооружений «Мосинжпроект».

Датой рождения института считается 28 октября 1958 года, когда было подписано распоряжение исполкома Моссовета о слиянии двух подразделений Главмосстроя – институтов «Мосподземпроект» и «Дормостпроект». В Мосинжпроекте собрались лучшие технические умы того времени – инженеры, проектировщики, строители. Молодые и амбициозные люди, готовые покорять неизведанное и решать самые сложные задачи.

Многие прошли горнило войны, знали цену победы и теперь хотели здесь, на передовой инженерной мысли, своими руками строить мирное и светлое будущее своей страны и своего родного города.

Это, например, транспортные строители Владимир Эрастович Кнорре и Юлий Саулович Ланцберг, мостовики Борис Александрович Костяков и Евгений Николаевич Беневоленский, геолог Андрей Игнатьевич Моро, специалисты в области газификации, водоснабжения, канализования, водостоков и коллекторов Александр Федорович Жуков, Николай Васильевич Репкин, Семен Абельянович Фейгин, Владимир Леонидович Карагодин, Михаил Соломонович Рыбников, Серафима Васильевна Ивенская, Мария Викторовна Лункевич, Ефим (Хаим) Соломонович Маховер, геодезии – Лев Яковлевич Шестаков и другие.

«Мы верили в свою страну, в свои силы»

До сих пор в Мосинжпроекте с теплотой вспоминают первого директора Игоря Николаевича Муравьева. За 20 лет его руководства проектным институтом в Москве проложили ключевые подземные коммуникации, реконструировали столичные магистрали, ввели массовое жилищное строительство в микрорайонах Чертаново, Ясенево, Теплый Стан, Химки, Ховрино, Медведково, Измайлово, Орехово-Борисово, Бирюлево и других. Он был одним из организаторов и участников массовой газификации Москвы. Все это требовало неимоверных сил, самоотдачи, упорства. Эти качества сочетались в Муравьеве с его энергией и талантом. Как он писал в своем дневнике, «мы верили в свою страну, в свои силы, в светлое завтра, которое непременно будет завоевано. Мы работали с радостью и упорством».

Вторым директором института был Валентин Алексеевич Филимонов. Будучи еще главным инженером института, он руководил комплексным проектированием дорог, инженерных сооружений и коммуникаций в районах нового жилищного строительства, реконструкцией магистралей и площадей. Филимонов принимал личное участие в разработке генеральной схемы канализации всей Москвы, за что институт получил Премию Совета министров СССР. Также под его руководством происходило проектирование объектов Олимпиады-80.

Более 20 лет руководила институтом Светлана Федоровна Панкина. Она начинала в мастерской Мосинжпроекта, которая занимается проектированием транспортных и пешеходных тоннелей, мостов, путепроводов, эстакад и набережных. Сложнейшие инженерные объекты на дорогах столицы построены при ее непосредственном участии. Одним из первых проектов Панкиной стало строительство мощнейшего по тем временам сооружения – Русаковской эстакады в составе Третьего транспортного кольца. Ей удавалось совмещать в себе ответственность и благожелательность, мужскую твердость в отстаивании интересов института и женское обаяние в общении с коллегами.

Панкину сменил Геннадий Иванович Рязанцев, который за 40 лет прошел в институте карьерную лестницу от техника до генерального директора. Под его руководством проектировалось Третье транспортное кольцо. Впрочем, сам Геннадий Иванович, размышляя о проделанной работе, в первую очередь вспоминает жилую застройку Митина, Южного Бутова, Новокосина, Жулебина, Медведкова, парк Победы, музей- заповедник «Царицыно» и т.п. Сейчас, когда Мосинжпроект меняет структурную организацию, Инженер с большой буквы Рязанцев решил сосредоточиться на проектной работе. Пост генерального директора Мосинжпроекта принял Константин Николаевич Матвеев.

Институт комплексного проектирования

Как уже говорилось выше, Мосинжпроект задумывался как организация комплексного проектирования. Между тем в структуре института с момента его создания образованы специализированные мастерские.

Мастерская №1 создавалась как некий штаб, который должен был координировать деятельность всех других мастерских и отделов института. В каком-то смысле именно эта мастерская отражала весь замысел создания Мосинжпроекта – организация комплексной работы проектировщиков, когда каждый метр новой дороги или подземного коллектора рассматривается не как отдельный объект, а как часть огромного в его перспективном развитии.

Мастерскую №8 по разработке инженерно-геодезических и геологических изысканий коллеги добродушно прозвали по-военному «гвардейская восьмая». Ее специалисты действительно всегда на передовой: инженерные изыскания предшествуют проектным работам. От того, насколько точно сотрудники мастерской определят геологию территории Москвы, зависит выбор проектных решений, безопасность строительства и самого объекта в процессе эксплуатации.

Мастерская №2 занимается проектированием газовых, водопроводных сетей и комплексных прокладок подземных коммуникаций. Именно силами этой мастерской в 60- е годы была проведена газификация огромного мегаполиса. Сотрудники мастерской часто шутят: мол, выбрали самую неблагодарную профессию – работу могут оценить только профессионалы. И действительно: совершенно незаметные для глаза обывателя подземные коммуникации на самом деле составляют главные артерии города, а представить себе его развития без этих сетей просто невозможно.

В конце 60-х годов мосинжевцы принимали участие в проектировании Останкинской телебашни. Кстати, поначалу ее хотели строить в Черемушках – одном из самых высоких районов Москвы. Нынешняя улица Шверникова на перспективном плане города того времени значилась как Телевизионная. В итоге строительство перенесли в Останкино. Там уже были проложены дороги, а при проектировании коммуникаций сотрудники Мосинжпроекта сразу закладывали серьезные нагрузки, понимая, что этот объект станет стратегическим.

Мастерская №3 отвечает за проектирование теплосетей Москвы. Именно здесь был разработан и реализован проект перевода теплоснабжения жилого сектора города с газовых котельных на теплоснабжение от внутриквартальных ЦТП. По магистралям, запроектированным инженерами Мосинжпроекта, и сегодня бесперебойно осуществляется теплоснабжение столицы.

В мастерской №4 реализуют проекты гидротехнических сооружений города. Сточные воды, городские водоемы, регулирование рек, очистные сооружения, защита от подтопления, дренажи для крупнейших московских зданий и сооружений – все это создавалось инженерами и проектировщиками мастерской.

Например, именно в Мосинжпроекте разработали проект имитации реки Неглинной в железобетонном русле с каскадами и фонтаном в Александровском саду. Сегодня это одна из достопримечательностей столицы, визитная карточка.

Канализационные каналы, запроектированные в мастерской №5 в 60-70-е годы прошлого века, и сегодня служат городу. Занимались здесь и проектами станций аэрации, две из которых – Курьяновская и Люберецкая – в момент постройки были одними из крупнейших и сложнейших объектов в Европе.

Мосинжпроект можно смело назвать пионером в деле проектирования московских коллекторов. Силами сотрудников мастерской №12 запроектированы и построены более 400 км коллекторов, через которые проложены теплопроводы, водопроводы, кабели.

В мастерской №9 ведутся разработки по защите трубопроводов от электрохимической коррозии: совершенствуются элементы электрозащиты, виды бетона для опалубки. Новые технологии дают дополнительную защиту конструкций и увеличивают их срок службы. Сотни уникальных проектных и конструкторских решений, разработанных в мастерской, позволили предотвратить аварии на газопроводах и других коммуникациях города, сохранить человеческие жизни, сэкономить сотни тонн материалов.

Кстати, Мосинжпроект – первопроходец по вводу труб для прокладки водоводов большого диаметра. Их начали выпускать по чертежам института. Одна такая труба заменяла десятки маленьких, которые подавали воду и тепло в дома москвичей.

В мастерских №6 – по проектированию дорог и №7 – по проектированию транспортных и пешеходных тоннелей, мостов, путепроводов, эстакад и набережных работают специалисты, чьими руками создавалась и продолжает развиваться улично-дорожная сеть города. Создание, реконструкция транспортной инфраструктуры было и остается важнейшим направлением в секторе строительства Москвы.

Первый транспортный тоннель на Кутузовском проспекте и ул. Б. Дорогомиловская построен силами Мосинжпроекта. Технологии при строительстве Русаковской эстакады над 11 путями железнодорожной станции Москва-Казанская и знаменитого Гагаринского тоннеля не имели аналогов в Европе.

Впервые в России при постройке Лефортовского тоннеля применили механизированный тоннелепроходческий комплекс большого диаметра (14,2 м), а при строительстве развязки на Нахимовском проспекте использовали технологию продавливания монолитных железобетонных секций под четыре полосы движения. Вот лишь несколько примеров, которые дают представление о смелости и изобретательности работников проектного института.

В составе мастерской №6 работает группа по озеленению и благоустройству улиц. Скверы, парки Москвы – это их заслуга. В мастерской №14 занимаются проектированием мероприятий по охране окружающей среды. Забота об окружающей среде – одно из ключевых направлений в работе Мосинжпроекта.

В мастерских №10, 11 и 13, когда-то объединенных в одну, занимаются проектированием электротехнических объектов. Мы сегодня привыкли к ночной подсветке, разноцветному оформлению скверов и улиц. А между тем архитектурное освещение – тоже дело рук сотрудников Мосинжпроекта. Один из крупнейших проектов института – освещение и установка барьерного ограждения на МКАД, что сделало дорогу более светлой и безопасной. Недавно в составе Мосинжпроекта появились новые мастерские – №15 и 16. Их специалисты заняты проектированием новых станций столичного метрополитена и транспортно-пересадочных узлов.

Сегодня, когда город переживает очередной этап расширения, Мосинжпроект сохранил флагманскую роль в проектировании и строительстве транспортных объектов, инженерных сооружений и коммуникаций: растет сеть столичного метрополитена, реконструируются вылетные магистрали и т.д. Здесь всегда работали и продолжают работать на перспективу, понимая, что построенные объекты должны служить москвичам годами.

Сокращаем время от проекта до объекта

ОАО «Мосинжпроект» осуществляет комплексное проектирование и строительство транспортных объектов, инженерных сооружений и коммуникаций всех видов, включая: городские и внегородские автомобильные дороги и их техническое оснащение; автодорожные путепроводы, мосты, эстакады; линии и объекты метрополитена; транспортные и пешеходные тоннели; многофункциональные подземные комплексы, подземные и наземные паркинги; системы водоотвода и очистки поверхностных вод, водоемы и гидротехнические сооружения, набережные; инженерная подготовка и благоустройство территорий; коллекторы и тоннели для инженерных коммуникаций; тепломагистрали и тепловые сети; водопроводные и канализационные сети и сооружения; газопроводы среднего и низкого давления; сети электроснабжения, связи, уличного освещения; архитектурно-ландшафтное проектирование парков, скверов, бульваров; мероприятия по обеспечению доступа маломобильным группам населения; мероприятия по обеспечению пожарной безопасности; инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания.

Проектирование каждого объекта специалисты осуществляют с учетом перспективного развития города с использованием новейших достижений технического прогресса.

Справка

Работая в тесном контакте со строителями, специалисты профильных мастерских Мосинжпроекта первыми освоили проектирование бесканальной прокладки тепловых сетей с использованием труб с пенополиуретановой изоляцией, микротоннелирование, сооружение транспортных и коммуникационных тоннелей с помощью проходческих комплексов со щитами больших и средних диаметров и многое другое.

Владимир Ратманский

Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: