Главная / Статьи
29 января 2014 г. 11:45, Градостроительная политика

Проект: большая разница: как живут окраины Москвы

Столичная периферия нуждается в отдельной стратегии развития, показывает исследование «Археология периферии», подготовленное по заказу Московского урбанистического форума.

Пояса плотности

1. Центральный административно-деловой пояс (удаленность от центра 0-4 км). Историческое ядро города. В среднем значение плотности населения здесь составляет 72,3 чел./га (в отдельных районах достигается максимум в 127 чел./га). Невысокие значения плотности объясняются присутствием здесь исторических зданий и административных объектов. Здесь сконцентрированы центральные функции города. В пределы данной территории входит первый промышленный пояс Москвы, который располагается у границ пояса и в значительной степени уже застроен.

2. Первое кольцо плотной жилой застройки (удаленность от центра 4-8 км), жилая застройка сочетается с промышленными и масштабными зелеными зонами. Территория присоединена к Москве еще в довоенное время (сталинская реконструкция Москвы). В среднем значение плотности населения здесь составляет 137,5 чел./га (в отдельных районах достигается максимум в 145 чел./га).

3. Промышленный пояс Москвы (удаленность от центра 8-12 км) активно расширяется в послевоенный период (до расширения города в 1960 г. данная территория была окраиной). В среднем значение плотности населения составляет 117,5 чел./га, однако и здесь сегодня начинают развиваться отдельные пятна жилой застройки, где значение показателя достигает 120 чел./га (пример: освоение территории промышленной зоны «Очаково»). В общем же степень застройки промышленного пояса невысока.

4. Второе кольцо плотной жилой застройки (удаленность от центра 12-16 км), территория начинает активно застраиваться после 1960 г., застройка продолжается вплоть до настоящего времени. В среднем значение плотности населения здесь составляет 152 чел./га (в отдельных районах достигается максимум в 377 чел./га).

Для III Московского урбанистического форума «Мегаполисы: развитие за пределами центра» команда российских и зарубежных экспертов подготовила исследование проблем и потенциалов окраинных районов. В фокусе внимания оказались районы столицы, расположенные между Третьим транспортным кольцом (ТТК) и МКАД, а также окраины таких городов, как Пекин, Стамбул, Мехико, Джакарта, Париж, Чикаго, Сан-Паулу и т.д.

Куратором всего проекта стал архитектор Юрий Григорян, руководитель архитектурного бюро «Меганом».

«Мы привлекаем внимание к периферии, пытаемся навести новую резкость, убрав гравитацию центра, и мы хотим представить бублик (расстояние от ТТК до МКАД) как пространство, для которого можно разработать единую стратегию», объясняет сам Григорян.

Рост мегаполисов в ХХ столетии стал причиной диспропорций в развитии городских пространств. Вокруг исторических ядер городов стремительно формировались новые районы, сегодня они иногда занимают до 95% площади больших городов. Несмотря на то что американская субурбия, латиноамериканские фавелы, индийские трущобы, окраины западноевропейских и постсоциалистических городов совершенно не похожи друг на друга, их объединяют общие черты. Это монотонность среды обитания.

Менее чем за 100 лет город увеличился в размерах почти в 10 раз от 1,1 млн человек в 1902 г. до 11,6 млн в 2012 г. По мере присоединения новых территорий создавалась иерархия опоясывающих пространств от городских микрорайонов и пригородов до районных центров сопредельных областей.

Эксперты провели анализ, опросив около 700 жителей Москвы. Результаты исследования оказались неожиданными.

Настроения. Максимум социального оптимизма сосредоточен в мужской части урожденных москвичей, постоянных жителей района, имеющих уровень жизни выше среднего, а минимум - среди женской части более бедных приезжих.

Доходы. Массовый достаток в Москве создается службой, а не бизнесом. Зажиточные москвичи в 9 случаях из 10 имеют достаток от зарплаты, и эта зарплата, если она высокая, тоже зарплата руководителей, чиновников. Очень высок уровень автомобилизации: даже среди семей незажиточных 37% располагают какой-то машиной. Среди коренных москвичей вторую квартиру имеет примерно каждый десятый, среди некоренных москвичей в 1,5 раза меньше. У 52% жителей периферии в семье есть автомобиль, у 31% небольшая дача, у 14% домик в деревне, у 8% в собственности больше одной квартиры, при этом 32% живут главным образом на пенсию.

Гости. Среди гостей резко смещен гендерный баланс. Гости существенно моложе постоянных жителей. Их средний возраст 38 лет, тогда как средний возраст местных 44 года. Среди гостей-немосквичей ощутимо преобладают мужчины (64%).

Открытые пространства. Около трети пространства между ТТК и МКАД закрыто от пешеходов: это территории закрытые (железные дороги, военные территории), с ограниченным доступом (входы по пропускам заводы, новые жилые комплексы), с временными ограничениями (вход возможен только во время рабочего дня) таких набирается 40%, 318,64 кв. км.

Кому в центр? Жители окраинных районов не так сильно нуждаются в центре города, как принято думать: большинство предпочитают проводить свободное время вблизи от дома (в своем районе 46%, в центре только 14%), а около 3/4 жителей агломерации каждое утро остаются дома либо в непосредственной близости от места своего проживания. Анализ дневных перемещений москвичей показал, что только чуть более 15% перемещений в агломерации завязано непосредственно на центр города как место окончания маршрута, все остальные едут из одного периферийного района в другой. Транспортная система города устроена таким образом, что почти половина всех поездок в сторону центра является лишней: это так называемые перепробеги, ситуации, когда из одного окраинного района в другой можно добраться только через центр.

Культура. Когда речь идет о посещении театров, кино, парков, т.е. о потреблении культуры, 46% жителей все-таки предпочитают отправляться в центр, просто делают они это не так часто: 22% жителей московских окраин просто не были в учреждениях культуры ни разу за последний год. Зато 46% москвичей на периферии живут с работающим в фоновом режиме телевизором (он работает у них от 3 до 6 часов и более в день).

Налоги. Хотя земля в Москве является одним из самых важных активов, доля доходов бюджета Москвы от налога на землю составляет всего 0,09%, от налога на имущество физических лиц 0,004%, доходы от сдачи в аренду земельных участков дают всего 0,02%, это приводит к тому, что город лишается одного из основных для развитых стран инструментов управления развитием (для многих зарубежных городов 30-40% доходов бюджета приходится на налог на недвижимость).

Цены на жилье. Если в центре разброс цен на жилье составляет в среднем 20%, то на периферии - 12%, а в районе МКАД - 5% (в Лос-Анджелесе разброс цен 78% от средней рыночной цены на жилье, в Нью-Йорке - 67%, в Лондоне - 39%, в Париже - 20%), а это значит, что конкуренция на рынке нового жилья идет почти только за счет цены и расположения недвижимости, а не его качества.

Занятость. За 20 лет доля Москвы в численности занятых выросла с 6,9 до 9,5%, в розничном товарообороте с 11,5 до 17,5% и даже в промышленном производстве (несмотря на то что это один из основных постиндустриальных городов) с 6,7 до 10,3%.

Сегодня столица четко делится на деловой центр и огромные зоны спальных районов, пишут авторы исследования. А неравномерное распределение населения и рабочих мест носит все более тревожный характер. Средняя плотность населения в Москве составляет 10 500 человек на 1 кв. км. 90% жителей живут между МКАД и ТТК. Это обширное пространство заполнено жилыми районами и промзонами, в то время как социальная инфраструктура и транспортные сервисы представлены там недостаточно. При этом около 70% рабочих мест расположено внутри ТТК. Половина из этого количества сконцентрирована внутри Садового кольца. Такая структура и пространственное распределение рабочих мест стали окончательно неприемлемыми и представляют собой одну из основных причин транспортных заторов.

Необходима комплексная стратегия развития окраин столицы, считают авторы исследования. Что касается градостроительства, по их мнению, вслед за сносом пятиэтажек в 2000-е гг. встанет вопрос о тотальной замене типовых домов следующих поколений и вся рассматриваемая территория станет ареной существенных урбанистических трансформаций на протяжении ближайших 30 лет. Градостроительная политика на окраинах Москвы потребует акцентирования сильных их сторон - доступности и связанности между собой - и преодоления слабых - дефицита важных функций (коммерческих, бытовых, развлекательных), которые сегодня сосредоточены главным образом в центре.

В отношении иммигрантов следует принять срочные меры для предотвращения возникновения гетто на территории Москвы или вблизи ее границ. Необходимо срочно создать научные и научно-практические учреждения по изучению соответствующих диаспор, далее - по работе с ними в деле нормализации их отношений с принимающей стороной. Необходимо привлекать волонтеров для работы в этой среде, устанавливать контакт между различными категориями приезжих и местными сообществами.

Бэла Ляув

Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: