Главная / Статьи
25 января 2016 г. 12:14, Градостроительная политика

Пришло их время

Столичные власти продолжают борьбу с долгостроями

Прошлый год городские власти называют прорывным по части борьбы с долгостроями. В эксплуатацию наконец-то были введены объекты, строительство которых существенно превысило нормативные сроки, в том числе Театр им. Вахтангова и «Геликон-опера», комплекс зданий Гнесинки, высотка в Оружейном переулке, Детский магазин на Лубянке и знаменитый Алабяно-Балтийский тоннель. Однако список имеющихся долгостроев по-прежнему внушителен – на начало января в нем значилось 346 объектов, а ситуация на рынке создает угрозу для его пополнения, в первую очередь за счет инвестиционных строек.

В 2015 году строители собирались сдать в эксплуатацию сразу несколько крупных объектов, долгие годы находившихся в перечне долгостроев, и в большинстве случаев свои обещания действительно выполнили. В конце марта открылся Центральный детский магазин на Лубянке, закрытый на реконструкцию в 2008 году. В июне смогли принять учеников новые корпуса школы им. Гнесиных, решение о расширении которой было принято еще в начале двухтысячных. В сентябре случились две громкие театральные премьеры: сначала начал работать музыкальный театр Александра Градского, а вслед за ним – Малая сцена Театра им. Вахтангова. «В городе есть очень много объектов, на мой взгляд, более необходимых, чем театр. Больницы, школы, здания, обеспечивающие функционирование городских служб. Театр – это все-таки изыск. Посему я терпеливо ждал довольно-таки долго», – говорит Александр Градский.

В ноябре открытия своего нового здания дождались артисты театра «Геликон-опера». Работы по приспособлению усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских (XVIII–XIX вв.) к размещению труппы начались в 2007 году – после серии скандалов с градозащитниками, недовольными разработанным проектом. Позже строительство несколько раз притормаживалось, а срок его завершения неоднократно переносился: мэр Сергей Собянин в сердцах даже назвал этот объект «невезучим». Завершить отделочные работы и монтаж сценического оборудования планировалось к началу театрального сезона, но строителям не хватило 1,5 месяца. Первый спектакль на новой сцене «Геликон-оперы» сыграли 14 ноября.

Наконец, перед новогодними праздниками стройкомплекс сдал в эксплуатацию несколько знаковых дорожных строек, включая многострадальный Алабяно-Балтийский тоннель. «Мы фактически добились рекордных показателей: построили и ввели 98,8 км дорог, превысив наши плановые показатели, которые составляли 88 км, а также показатели 2014 года, когда было введено 86 км дорог, – говорит глава стройкомплекса Марат Хуснуллин. – Стоит отметить, что в прошлом году были закончены работы на ряде знаковых объектов. В Москве не осталось ни одного дорожного долгостроя».

В общей сложности тоннель под Ленинградкой строился 9 лет и обошелся городскому бюджету в 54 млрд руб. Строители обещали открыть его еще в первом квартале 2015 года, но из-за проблем с документацией успели только к концу четвертого. Что касается высотки в Оружейном переулке, то она пока останется в стадии «полуфабриката». Москомархитектура распорядилась возвести над зданием шпиль (очевидно, чтобы вписать новостройку в кольцо сталинских высоток), однако инвестор не уложился в заявленные сроки и попросил отсрочку до середины 2016 года.

По данным Мосгосстройнадзора, в начале января на контроле городских властей находились 346 объектов незавершенного строительства. С 2011 года из проблемного перечня были исключены 313 адресов, в том числе 98 объектов – в связи с вводом их в эксплуатацию. Сейчас больше всего «незавершенки» на счету инвесторов – 179 строек, и эта цифра из-за проблем российской экономики имеет тенденцию к увеличению. В прошлом году большинство застройщиков старались финансировать уже начатые объекты, но делали это не так ритмично, как прежде. В этом году риски возросли: прежние проблемы не решены, а падающая нефть и растущий доллар создают новые. По всей видимости, столичным властям придется актуализировать и, скорее всего, расширять антикризисный план поддержки отрасли, принятый весной 2015 года. К числу наиболее известных инвестиционных долгостроев относится, в частности, котлован на площади Павелецкого вокзала. Застроить площадь хотели еще 14 лет назад, в 2002 году. Изначально планировалось, что там появится четырехуровневый подземный торговый комплекс «Матрешка Молл». В 2007 году проект выкупила компания «Евразия», но ничего, кроме ограждающих конструкций, возвести не успела: ее руководителя Мухтара Аблязова обвинили в хищении в крупных размерах и объявили в федеральный розыск. Сейчас власти хотят построить вместо ямы транспортно-пересадочный узел с гостиницей, административно-деловыми и торговыми помещениями, однако «подвешенный» юридический статус площадки мешает реализации этих планов.

Не менее печальную известность у жителей запада столицы имеет аквапарк на Аминьевском шоссе. Крест на проекте поставило обрушение «Трансвааль-парка» в 2004 году. К недострою не прикасались несколько лет, пока его конструкции не пришли в полную негодность. Сейчас, по словам префекта ЗАО Алексея Александрова, «аквапарк свое существование прекратил. Обанкротившаяся компания ушла с объекта. Теперь на этом месте появится торгово-деловой и развлекательный комплекс. Именно к нему ведет строящаяся эстакада, открыть которую планируется в 2017 году». Правда, сроки строительства самого ТРЦ глава округа не уточняет.

Что касается городских долгостроев, то их в списке тоже немало – 124. В прошлом году не удалось открыть театр Олега Табакова в бизнес-центре на улице Гиляровского. Ожидалось, что это будет подарок к 80-летнему юбилею артиста, но, увы, не получилось. «Строительная часть театра завершена. Мы непосредственно с самим Табаковым находимся на постоянной связи. Он просил, точнее, настойчиво просил поставить самое лучшее оборудование, немецкое. Мы заключили контракт на поставку этого оборудования. Сейчас часть изготовлена, часть находится в пути. В начале 2016 года оно будет запущено в эксплуатацию», – обещает Марат Хуснуллин. Хотя театр рассчитан всего на 400 посадочных мест, он не будет казаться камерным благодаря специальной технологии объемного звука. «В зале находятся 84 акустические колонки, которые располагаются по всему периметру – на потолке и на стенах. Они позволяют создавать звуковые эффекты для приезда поезда и присутствия человека на перроне и увеличивать пространство зрительного зала. У человека будет ощущение, что он находится в большом театре», – говорит главный архитектор проекта Павел Качарава.

Настоящей головной болью властей является Ховринская больница, перешедшая из федеральной в городскую собственность. Ее начали строить еще в 1980 году, но через пять лет бросили: по некоторым данным, болотистые почвы начали буквально затягивать в себя конструкции, и к настоящему моменту корпуса больницы ушли под землю примерно на 12 метров. За 30 лет здание обросло легендами и приобрело популярность у экстремалов и преступных элементов. Осенью 2015 года глава департамента городского имущества Владимир Ефимов заявил, что власти принимают от девелоперов предложения по функциональному наполнению площадки, чтобы выставить ее на конкурс. «Пока окончательного градостроительного решения нет, мы бы хотели рассмотреть более широкую функцию: это может быть и административная составляющая, и жилье. Потому что вокруг уже расположены жилые массивы», – говорил чиновник. Точно известно, что существующие конструкции придется снести – они исчерпали запас прочности и не подлежат восстановлению.

К ведению федералов в списке Мосгосстройнадзора относятся всего 43 объекта, но они на самом деле – самые проблемные. Количество «незавершенки» не меняется уже много лет. Собственники по различным причинам (как правило, из-за отсутствия средств) ничего с ними не делают, а у городских чиновников нет административного ресурса, чтобы повлиять на ситуацию. «В ряде случаев мы обращались в Росимущество с предложением передать федеральные долгострои городу, чтобы мы приняли по ним решения. По ряду объектов, правда, в небольшом объеме, нам уже удалось договориться», – говорит Марат Хуснуллин. Впрочем, официально ни одна стройка в ведение столичной администрации пока не передана.

Екатерина Шмелёва

Долгострой

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: