Главная / Статьи
23 декабря 2014 г. 11:48, Градостроительная политика

Построить город мечты

Пять основных драйверов развития Москвы

Когда часы на Спасской башне пробьют полночь, пробки на столичных дорогах исчезнут, самые оживленные трассы спрячутся под землю, на Садовом кольце вновь расцветут сады, окна в домах с фасадами, меняющими свой цвет в зависимости от времени года, можно будет держать распахнутыми настежь, а Москва станет городом не только пяти морей, но и почти 40 портов. Сегодня кажется, что это невозможно, но меньше века назад таким же чудом казались метрополитен, небоскребы и многоуровневые развязки.

Город - живой организм. Останавливаясь в развитии, он погибает. Другой вопрос - что считать развитием, а что регрессом. Взгляды на это меняются в зависимости от уровня развития самого общества. Еще недавно казалось, что главная задача городов - быть локомотивами экономического роста страны. Именно так бурно растут сегодня города в Китае, включая столицу. Вот только солнца люди там уже почти не видят - смог над крупными городами страны стоит такой, что во время недавнего саммита АТЭС в Пекине власти страны были вынуждены временно остановить работу десятков заводов, чтобы непривычные к такой экологии гости саммита смогли дышать.

В Москве с экологией, к счастью, не так плохо, хотя тем, кто живет возле оживленных трасс или заводов вроде капотнинского НПЗ, не позавидуешь. Как же найти баланс между развитием мегаполиса и комфортом жизни в нем? Как, не останавливаясь в движении вперед, сделать существование человека более гармоничным? Каким должен быть город мечты?

Ответы на этот главный вопрос искали и на IV Московском урбанистическом форуме, прошедшем в декабре в Манеже. Организаторы и гости форума насчитали пять основных точек роста, пять драйверов развития Москвы.

Первый - инфраструктурный. Любому городу важно, чтобы инфраструктура успевала за его развитием. Для Москвы этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с транспортными проблемами, развитием новой Москвы, но не только. Важнее сегодня говорить об инфраструктуре принятия решений. От того, насколько логичны и прозрачны законодательные механизмы регулирования городского развития, зависит, готов ли бизнес инвестировать в город.

Второй драйвер - диверсификация экономики. Основой развития Москвы в XX веке была промышленность, в том числе тяжелая, однако в последние годы столица менялась в русле глобальных трендов. Промзоны - это уникальный резерв для развития города, который нужно идеально использовать на благо столицы и ее жителей, превратить их в объекты с высокой добавленной стоимостью. Что разместить в этих промзонах, как поддержать уровень жизни, обеспечить экономический рост в условиях, когда сырьевая модель роста себя исчерпала? Ответ на этот вопрос давали многие участники форума, и он однозначен: это, конечно, опора на малый и средний бизнес. В Тель-Авиве, например, резко сократили налоги для стартапов, и город стал центром инновационного развития своей страны.

Без культуры тоже никуда. И это третий драйвер развития. Именно культура - главный инструмент в повышении доверия между людьми. В городах, где люди друг другу доверяют, они не просто эффективнее действуют экономически, но и живут лучше, даже здоровее себя чувствуют.

Четвертый драйвер развития - разнообразие среды. Один из рисков расползания Москвы в том, что будет тиражироваться панельное жилье. А следовательно, вновь возникнут безжизненные районы, где люди только спят. Как драйвер развития архитектура своей целью должна ставить формирование более разнообразной среды, в которой комфортно сосуществовать и обычным жителям, и бизнесу. Самый яркий пример - конечно, проект развития 200 км набережных Москвы-реки, который стал одним из самых интересных и масштабных представленных на форуме (подробнее о нем читайте на стр. 2).

По словам главы столичного стройкомплекса Марата Хуснуллина, такого рода работ по реновации прибрежных территорий не проводилось в Москве с 1940-х годов: «Развитие территорий «влияния» Москвы-реки направлено на формирование в городе открытых общественных пространств. Для нас принципиально важно, что проект органично вписывается в контекст приоритетов нашей градостроительной политики, поскольку его реализация будет направлена на обеспечение структурной целостности города, включая переход Москвы от моноцентрического к полицентрическому развитию с новыми точками роста».

Ну а самый главный потенциал развития, пятый драйвер, - конечно, сами жители. На финальной сессии форума участников заседания попросили поделиться своими взглядами на то, какие драйверы они считают наиболее важными для развития Москвы. Одни упомянули активное развитие электронных сервисов, другие - научный потенциал, «силу софта», третьи верят в потенциал малого бизнеса. Хотя на самом деле все это - вера и надежда в силу человеческого капитала. Только здоровый, инициативный, обеспеченный человек может построить город мечты.

На форуме мэр столицы Сергей Собянин заявил: «Город состоит из людей, и развитие города - это развитие человеческого капитала. Комфорт жизни в большом городе - это хорошие транспортные связи, высокое качество медицины, образования, социальной поддержки. Важно, чтобы город всегда находил компромисс между бурной стройкой, расширением и учетом интересов горожан. Именно это главная наша идея и главная наша задача».

Сергей Слюсаренко, главный редактор

Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: