Главная / Статьи

Портал Стройкомплекса: Стадион для «красно-белых»: строительства домашней арены «Спартак» ждал почти 80 лет

Легендарный футбольный клуб «Спартак» никогда не имел своего стадиона. С момента создания клуба в 1935 году все матчи команда и болельщики проводили «в гостях», отметившись в «Лужниках», «Динамо», «Олимпийском», «Локомотиве» и «Торпедо» (стадион имени Эдуарда Стрельцова).

Бытует мнение, что команде не досталось собственного стадиона по той причине, что во времена СССР ни одно министерство не курировало этот футбольный клуб - московский «Спартак» всегда оставался народной командой.

История строительства стадиона «Спартак»

После распада Советского Союза футбольный клуб неоднократно предпринимал попытки построить свой стадион. Для этой цели рассматривались две площадки в районе Ботанического сада, затем земельный участок на пересечении Мичуринского проспекта с улицей Лобачевского.

Однако удачной оказалась только четвертая попытка, когда в 2006 году было решено построить стадион в районе бывшего Тушинского аэродрома по адресу: Волоколамское шоссе, 67. Это весьма символично, поскольку именно в этом секторе Москвы 18 апреля 1922 года группой спортсменов-энтузиастов района Красная Пресня был создан футбольный клуб МКС (Московский кружок спорта Краснопресненского района) - предшественник «Спартака».


Макет стадиона «Спартак».

Торжественная церемония закладки первого камня стадиона «Спартак» состоялась 2 июня 2007 года. Однако строительные работы из-за разразившегося мирового экономического кризиса были отложены до мая 2011 года.

Сегодня строительство идет по графику и должно завершиться через два месяца: футбольной команде осталось ждать открытия своего домашнего стадиона совсем недолго. Пока же нынешний сезон футболисты «Спартака» проводят на стадионе «Локомотив» в районе Черкизово.

Настоящим праздником для болельщиков футбольной команды «красно-белых» станет матч-открытие на домашней арене, запланированный на 24 июля 2014 года. А одним из главных событий в жизни стадиона станут игры чемпионата мира по футболу 2018 года, которые, согласно планам Международной федерации футбола (ФИФА), должны пройти, в том числе, на «Спартаке».

Стадион является частью проекта «Тушино-2018», который также предполагает строительство малой спортивной арены - спортивно-универсального комплекса круглогодичного использования под мероприятия любого формата, от концертов и выставок до спортивных соревнований. Малая арена должна открыться в 2016 году, именно здесь разместится пресс-центр чемпионата мира по футболу - 2018.

Затраты на содержание и обслуживание стадиона, который, по предварительным расчетам, в первый год после строительства посетят 29 - 30 тысяч человек, планируется окупать именно с помощью малой арены, сделав ее центром прибыли. На арене и стадионе планируется проводить 200 - 250 мероприятий в год.


Стадион «Спартак».

Сейчас продолжаются отделочные работы на стадионе, монтаж фасада западной трибуны и несущих металлических конструкций входных групп. Уже установлена большая часть откидных кресел для зрителей, а на футбольном поле смонтированы системы полива, дренажа и аэрации.

Как обещают строители, стадион «Спартак» станет самой современной и комфортной футбольной площадкой столицы, уступая по масштабу лишь Большой спортивной арене «Лужники», реконструкцию которой планируется завершить в 2017 году.


Стадион «Спартак» с высоты 200 метров.

На одной из трибун стадиона «Спартак» предлагается установить памятники четырем братьям Старостиным, а также Игорю Нетто и Никите Симоняну - легендарным футболистам, чья жизнь неразрывно связана с московским футбольным клубом. Музей ФК «Спартак» предлагается обустроить в подтрибунных помещениях, где также разместятся сувенирные лавки и пункты питания.

Свое название - в честь римского гладиатора Спартака, поднявшего восстание в Римской империи, - футбольная команда получила благодаря Николаю Старостину (старшему из братьев), который придумал его во время общего «мозгового штурма».

Наша справка

Матчи ЧМ-2018 также примут арены в следующих российских городах: Санкт-Петербург, Калининград, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саранск, Волгоград, Ростов-на-Дону, Сочи и Екатеринбург. Вторым стадионом Москвы для проведения чемпионата выбраны «Лужники».

Описание проекта стадиона «Спартак»

На территории бывшего аэродрома им. Фрунзе под строительство был выбран участок площадью 28,2 га. При этом площадь самого стадиона достигнет 54 тыс. кв. метров. Для сравнения: площадь стадиона «Лужники» до реконструкции - 122,6 тысячи «квадратов», после - 221 тысяча.

Согласно проекту, стадион будет представлять собой спорткомплекс, состоящий из футбольного поля с четырьмя трибунами вместимостью 42 тысячи мест, которые расположены под крышей и комфортны для зрителей. При необходимости возможно увеличение количества мест до 45 тысяч - за счет установки временных некапитальных конструкций, которые снимаются после проведения соревнований или шоу.


Вид стадиона после реализации проекта «Тушино-2018».

Одним из сложнейших моментов в строительстве было устройство крыши стадиона - с помощью большого количества сложных подъемных механизмов строители на высоте от 29 до 36 метров смонтировали 8700 тонн металла. Конструкция крыши включает две продольные фермы (архитектурная ферма - строительная конструкция, устанавливаемая для жесткости и прочности конструкции здания, встречается, как правило, при строительстве сложных пролетных строений. - Ред.), установленные вдоль футбольного поля, и две поперечные фермы, образующие над стадионом перекрестную взаимосвязанную систему. Длина пролетов - 240 и 180 метров.

Размеры поля, которое предлагается засадить натуральным газоном, составляют 105 на 68 метров, что соответствует требованиям проведения соревнований международного уровня.

Поддерживать траву в хорошем состоянии будет несложно благодаря светопрозрачным козырькам над трибунами, а ту часть поля, куда не попадет солнечный свет, будут подсвечивать с помощью ультрафиолета. Приток свежего воздуха обеспечат с помощью вентиляционных коридоров, смонтированных на уровне газона.


Панорама.

Овальная форма арены обеспечивает хороший обзор из любого уголка трибун. Тем не менее стадион оборудуют двумя видеоэкранами. Места для зрителей разделены на четыре сектора, также дополнительный отдельный сектор на южной трибуне предусмотрен для болельщиков команды гостей. Для них запроектирован и отдельный вход в сектор. VIP-ложи, места для прессы и комментаторские кабины, по рекомендации Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА), находятся на западной трибуне.

Вдоль северной, восточной и южной трибун на уровне восьми метров от земли обустроена обходная распределительная галерея, с которой болельщики будут попадать на нижние ярусы трибун. В этой галерее будут размещены туалеты, пункты питания, сувенирные магазины, медпункты.

На прилегающей к стадиону территории обустроят парковку на 3500 машин, организуют места для стоянки спецтранспорта и автомобилей СМИ, разместят вертолетную площадку. Еще 3500 автомобилей смогут припарковаться на территории, расположенной неподалеку от спорткомплекса.

Станция метро «Спартак» обеспечит транспортную доступность стадиона

Главной причиной строительства метро на территории бывшего Тушинского аэродрома послужила необходимость доставлять болельщиков на футбольный матч на стадион «Спартак» и обратно. Поэтому сроки строительства станции максимально синхронизированы с работами на стадионе.

Подземная платформа станции «Спартак», размещенной на перегоне «Тушинская» - «Щукинская» Таганско-Краснопресненской линии, построена в основных конструкциях еще в 1975 году (прежние названия станции - «Волоколамская», «Аэрополе»).

Однако строительство завершено не было, и только в 2012 году принято решение расконсервировать станцию, чтобы обеспечить транспортную доступность стадиона «Спартак», на котором будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу 2018 года.

Станция находится под южной и юго-западной частями земельного участка строящегося стадиона «Спартак». Для ее оформления выбран спортивный стиль.

Рядом со станцией «Спартак» запланировано строительство транспортно-пересадочного узла (ТПУ), проект которого предусматривает взаимодействие различных видов транспорта - метрополитена, автобусов, маршрутного такси и личного транспорта. ТПУ будет играть очень важную роль во всем Северо-Западном округе Москвы, поскольку оттянет на себя значительную часть пассажиропотока от транспортного узла в районе метро «Тушинская». В составе транспортно-пересадочного узла планируется обустроить около трех тысяч машиномест в плоскостном исполнении. Во время проведения массовых спортивных соревнований ТПУ будет работать как парковка при стадионе, а в повседневной жизни - как перехватывающий паркинг для всех жителей Москвы.

Алёна Терновая, собственный корреспондент

Спортивные сооружения, Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: