Главная / Статьи

Помогут «меры стимулирования»

Хотя реорганизацией промзон, находящихся на территории города, правительство Москвы занимается с 1990-х годов, достичь прорыва в этом непростом деле, по словам руководителя Департамента градостроительной политики Сергея Левкина, по сей день мешают пробелы в федеральном законодательстве.

На сегодняшний день площадь всех производственно-коммунальных территорий в границах старой Москвы составляет 18,8 тыс. га (17% площади города), причем 4,7 тыс. га из них, согласно Генплану, используются нерационально.

По словам Сергея Левкина, эти площади «являются ценнейшим градостроительным резервом для комплексного развития города». Несмотря на возникающие трудности, на территориях промзон за прошлый год было введено рекордное количество недвижимости: 92 объекта общей площадью около 1,76 млн. кв. метров. Активно застраиваются территории, ранее принадлежавшие заводам ЗИЛ и «Серп и молот», часть промзон «Соколиная гора» и «Южный порт», Тушинский аэродром. Утверждены проекты планировок по развитию еще 8 таких территорий.

«Реорганизация и реновация» этих территорий далеко не во всех случаях предусматривают ликвидацию производств и предприятий. Наоборот, принятый недавно закон "О промышленной политике в Российской Федерации", план по стабилизации экономики отводят важную роль вопросам развития отечественного производства и импортозамещения.

В связи с этим перед Москвой, по словам Сергея Левкина, сейчас стоит задача не ликвидации промзон, а наоборот, их реорганизации и развития:

«Следует преобразовать их в высокотехнологические производства с высокодоходными рабочими местами, обеспечить занятость горожан, выпускать качественную востребованную продукцию».

Так, при реорганизации производственно-коммунальной территории в западной части Нагатинской поймы (площадь застройки около 600 тыс. кв. метров) планируется разместить там Московский городской технопарк.

В каждом конкретном случае при утверждении проектов застройки учитываются интересы города, собственников и жителей.

«Сейчас мы имеем четкое понимание, как должны развиваться эти территории. Индивидуальный подход позволит сбалансировать развитие различных частей города. Например, в центре, на месте недействующего предприятия целесообразно строительство жилья, поскольку центр и без того перегружен рабочей функцией, вследствие чего сюда устремляется поток людей с окраин. Чем дальше от центра («срединная» и периферийная части, ближе к МКАД), тем целесообразнее смешение различных функций в пределах одной производственной территории», - говорит Сергей Левкин.

В качестве примера такой многофункциональной реновации он привел застройку промзоны в районе Грузинского вала (ЦАО):

«Был разработан в 2012 году проект планировки. Сейчас территория активно застраивается. Планируемый срок завершения реорганизации - конец 2015 - начало 2016 года. Там, на небольшой территории в 28 га, возводятся 75 тыс. кв. метров жилья, детское об- разовательное учреждение, поликлиника и гаражи. То есть там, рядом с местом проживания, создаются все условия, чтобы человеку было комфортно. При этом новые рабочие места не создаются, потому что в ЦАО их и так достаточно».

Дополнительные рабочие места в центре только увеличат масштабы «маятниковой миграции» населения, а строительство жилья, напротив, в перспективе должно ее снизить, так как сотрудники с окраин смогут приобрести жилье поближе к месту работы.

На территории бывшего завода ЗИЛ (380 га) будет построено еще 1 млн. 200 тыс. кв. метров жилья, поликлиника на 750 мест, школы и детсады, ледовый дворец «Легенды хоккея СССР», пожарное депо и транспортнопересадочный узел МКЖД.

Однако решение задачи комплексной реорганизации производственно коммунальных территорий сдерживают проблемы, возникающие из-за пробелов в законодательстве.

Дело в том, что практически на каждой производственно-коммунальной территории (в 90% случаев) присутствуют разные собственники, с разными интересами и целями. На отдельных производственно коммунальных территориях зарегистрировано более 100 собственников земли, прийти к соглашению зачастую бывает непросто. Далеко не все собственники имеют желание и средства заниматься реновацией объектов. Часть из них привыкла просто сдавать помещения в аренду и на получаемые средства безбедно жить.

К сожалению, по словам Сергея Левкина, пока совмещение интересов города, собственников и жителей в правовом поле очень слабо урегулировано: «В прошлом году мы совместно с Клубом инвесторов Москвы вышли с соответствующей инициативой. Уже подготовлен проект закона по реорганизации производственно-коммунальных территорий, в котором мы подготовили такие изменения, которые позволят учесть все интересы и создать максимально возможные правовые формы для участников этого процесса. Пока этот законопроект находится на этапе обсуждения экспертным и научным сообществом, но я надеюсь, что в этом году совместно с Минстроем мы его вынесем на рассмотрение правительства и Госдумы РФ».

Законопроект, в частности, предусматривает целый «арсенал мер стимулирования» для тех собственников, которые тормозят процесс реновации промзон.

Как пояснил Сергей Левкин, это может быть, например, повышение ставки налога на землю под объектами, которые не вписываются в градостроительную политику города и не учитывают интересы жителей.

Кроме того, по словам первого заместителя руководителя Департамента градостроительной политики Москвы Олега Рындина, власти Москвы могут предложить заключать специальный договор для консолидации имущества разных собственников при комплексной реорганизации промышленных территорий.

Сергей Ишков

Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: