Главная / Статьи

«Полуостров ЗИЛ» - территория комфорта

Началась реновация крупнейшей производственной зоны столицы – территории Автозавода имени Лихачева.

Реализация концепции ее развития и реконструкции, получившей название «Полуостров ЗИЛ», даст городу 45 тысяч рабочих мест и позволит создать на месте пустующих ныне цехов бывшего автогиганта один из самых благоустроенных районов города, обеспечить жилье 30 тысячам москвичей.

«Территория ЗИЛа начала оживать, – сказал Сергей Собянин, проведя оперативное совещание непосредственно на месте, где еще недавно находилась часть производственных площадей автозавода. По мнению мэра, это будет лучший район Москвы.

С крыши тринадцатиэтажного здания заводоуправления ЗИЛа вся территория в границах Автозаводской улицы, Симоновской набережной, проспекта Андропова площадью более чем 300 гектаров предстает как на ладони. Рядом излучина Москвы-реки, дальше к югу просматривается «Коломенское». От Кремля всего в 5 километрах. К заводоуправлению мы ехали мимо бесконечных бывших заводских корпусов, где уже давно остановилась производственная жизнь. Развал 90-х годов практически убил производство. Сейчас действующие заводские площади сокращены почти вчетверо.

Не в лучшем состоянии оказались и другие промышленные зоны, как правило, расположенные в границах старой Москвы. Сегодня они практически не используются, много лет назад прекратили свое существование, превратившись в хаотичные склады и свалки. Кто-то, не могу сказать, что очень остроумный человек, даже назвал эти территории в их нынешнем состоянии «ржавым поясом» города. Естественно, новая экономическая политика, новые современные технологии делают бесперспективными идеи возрождения промзон в прежних масштабах и на тех же площадях, а вот использовать их в интересах города, горожан необходимо. Ведь сегодня промзоны занимают более 17 процентов территории, 18,8 гектара драгоценной, в прямом смысле слова, московской земли и обладают огромным потенциалом развития в сложившейся части столицы. Поэтому, выйдя за границы МКАД, московские властиодной из ключевых задач поставили решение проблем производственных зон, расположенных в так называемых периферийных районах, где проживает около 70 процентов населения.

В вопросе реновации «ржавого пояса» Москва пошла двумя путями: с одной стороны, использовать промышленные территории для градостроительного развития, а с другой – изменить функционал некоторых предприятий, сориентировав их на инновационное экологически чистое производство или размещение на своих территориях объектов науки. Это позволит создать новые рабочие места рядом с жильем на периферии города, что даст возможность снять нагрузки на транспорт. Реорганизация промзон даст возможность обеспечить горожан дополнительными жилыми площадями, объектами соцкультбыта, дорогами и парковками.

Заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин считает, что из всех промышленных территорий реорганизовать с сохранением основного функционала можно будет примерно шесть – восемь тысяч гектаров. Столичные власти приняли решение по реорганизации около 4 тысяч га земельных участков, утвердили более 40 проектов планировок промзон. На десяти площадках уже ведется строительство. Среди пилотных проектов промзоны «Алтуфьевское шоссе», «Силикатные улицы», «Огородный проезд», «Магистральные улицы», «Северянин», «Грайвороново», «Южный порт», «Павелецкая». Что касается позиции столичных властей по редевелопменту промзон, плотность застройки не должна превышать 25 тысяч квадратных метров на гектар, при этом половина будущего объема недвижимости должна приходиться на жилую застройку, а половина – рабочие места.

Таким образом, вместо заброшенных и практически не функционирующих промышленных территорий будут возникать новые точки развития и создаваться комфортная городская среда.

Программа реновации территории ЗИЛа является крупнейшим в мире проектом реорганизации промышленных зон. Достаточно сказать, что здесь предусмотрено строительство недвижимости общей площадью 4,5 миллиона квадратных метров. Для реализации проекта необходимо 42 миллиарда рублей инвестиций, ожидаемые частные инвестиции в строительные проекты составят более 190 миллиардов рублей.

Концепция развития автогиганта »Полуостров ЗИЛ» уже приобретает реальность. Одно из ее главных направлений – создание на месте высвободившихся площадей нового жилого квартала.

Как рассказал Андрей Молчанов, председатель совета директоров компании, которая выиграла недавно на аукционе право вести жилищное строительство, площадь жилой застройки составит 37 гектаров, где предстоит построить полтора миллиона квадратных метров недвижимости. Уже в августе строители приступят к расчистке территории. Задача это трудоемкая, предстоит снос старых корпусов, рекультивация земли, которая столько лет было занята под производственные нужды.

Тем не менее в первом квартале следующего года предстоит непосредственно войти в процесс стройки. Молчанов уверен, что к 2021 году район будет не узнать. К этому времени они создадут среду, где людям будет комфортно жить и работать. «Мы в состоянии, – сказал он, – использовать российский и мировой опыт, применять самые современные технологии». Назвал Молчанов и главного архитектора проекта: Олег Харченко, проектировавший олимпийский Сочи.

Марат Хуснуллин рассказал, что район будет полностью обеспечен инфраструктурой. Город договорился с застройщиками, что все первые, а при необходимости и вторые этажи будут заняты нежилыми помещениям. В районе обустроены большие пешеходные зоны и бульвары, благоустроена набережная Москвы-реки, которая станет одним из лучших пешеходных маршрутов.

А вот на другой площадке промзоны ЗИЛа, со стороны Автозаводской улицы, строительство уже идет полным ходом. На площади 30 гектаров сооружается спортивно развлекательный квартал «Парк легенд». Инвесторы пришли сюда только минувшим летом, но уже смогли и показать мэру очищенную от производственных сооружений стройплощадку и возводимые здания, и познакомить с будущим кластера, строительство которого идет в три этапа.

Первая очередь – Ледовый дворец, Центр синхронного плавания, музей хоккейной славы, конгресс-центр с четырехзвездочной гостиницей для спортсменов, энергоцентр и транспортная инфраструктура. Во вторую очередь, в 2015 году, планируется построить офисные и административные здания, апартаменты для гостей спортивных мероприятий. В 2017 году предполагается возвести дополнительную инфраструктуру.

Участвовавшие во встрече с мэром прославленные хоккеисты Александр Якушев и Павел Буре считают, что такого комплекса, как Ледовый дворец, в стране никогда не было. Три арены вмещают от 500 до 12,5 тысячи зрителей, могут трансформироваться под любые мероприятия.

Руслан Гутнов, президент компании- инвестора, заверил мэра, что строители сдадут дворец не позднее конца 2014 – первого квартала 2015 года и будут готовы провести здесь матчи чемпионата мира по хоккею. Появятся рядом с Ледовым дворцом и Центр синхронного плавания олимпийской чемпионки по синхронному плаванию Анастасии Давыдовой, и оздоровительный центр, которым смогут пользоваться все желающие. «До сих пор специализированной чаши для синхронного плавания в России не было. А здесь мы получаем сразу две чаши и гостиницу, – поблагодарила мэра Давыдова. – Будем готовить будущих чемпионок». Кстати, проектом предусмотрено гостиницу, апартаменты для спортсменов, офисные помещения разместить не в новых зданиях, а реконструировать для этих целей бывший кузовной цех, сохранив даже его название. Предстоит реконструкция и памятника архитектуры – первого заводоуправления «АМО», построенного в 1916 году. Здесь разместится музей хоккея с залом хоккейной славы.

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов считает, что на ЗИЛе немало сооружений, прежде всего относящихся к русскому авангарду. Собственно, и вся территория представляет собой объект культурного наследия в области промышленного строительства. Все, что было ценного, уверен Кузнецов, нужно сохранить – к примеру, Центральную аллею, а взять за основу структуру планировки территорий, которые когда- то были предложены, в том числе и архитекторами братьями Весниными.

Между прочим, интересные свидетельства масштабной реконструкции ЗИЛа в начале 1930 года оставил главный архитектор завода Е. Попов. «Территория, отведенная под промышленное строительство завода, 2,5 на 2 километра, только на четвертую часть занята реконструируемыми цехами, остальные три четверти территории сплошь заняты строительством новых цехов, образующих новые заводские площади, улицы и магистрали. Участок строительства делится на три четко выраженных сектора, границы примыкания друг к другу совпадают с направлениями будущих магистралей, а именно: административно-бытовой сектор в северной стороне заводского участка, район подсобного и складского хозяйства в юго-восточной полосе промплощадки, район расположения основных производственных цехов, занимающих среднюю и заднюю части участка. Новые магистрали Москвы, парковое кольцо и магистраль набережной, сливаясь в единую мощную магистраль, ведут к главному входу на автозавод, в районе культсектора, проектируемому в виде предзаводской площадки. В состав административного и культурно-бытового сектора входят здания заводоуправления, общественных организаций, амбулатории, детских яслей и главной проходной конторы. Здесь же отводится место для стоянки машин, принадлежащих рабочим завода. Узкая полоса участка строительства зданий культсектора южной стороной примыкает непосредственно к фронтовой линии застройки производственных цехов, а с северной – выходит на набережную Москвы-реки».

Так что и тогда ЗИЛ рассматривался не только как производственный комплекс, но и как часть городской территории.

Сегодня, когда строится новый городской район, особенно важно решение транспортных проблем. Поэтому мэр сконцентрировал внимание на необходимости создания транспортного каркаса. Чтобы не повторять ошибок, допущенных при строительстве международного делового центра «Москва-Сити», избежать дорожных коллапсов и перегрузки линий метрополитена.

Марат Хуснуллин сообщил мэру, что строительство транспортной инфраструктуры идет опережающими темпами и разбито на три этапа. Сегодня основным объектом метростроителей является сооружение наземной станции «Технопарк» на Замоскворецкой линии, между «Коломенской» и «Автозаводской»: она будет запущена в 2015 году.

Он также рассказал, что на территории бывшей промзоны запланировано построить 36 километров дорог и два моста: один – в районе будущего Нагатинского парка, с выходом на Варшавское шоссе, другой – через Нагатинский Затон. 

Транспортную инфраструктуру, включающую станцию метро «Технопарк», ТПУ на Малом кольце МЖД и 36 километров дорог, город берет на себя. Бюджет будет финансировать также строительство школ, поликлиники и пожарного депо. Все остальное профинансируют инвесторы.

Нина Баталова

Промышленные территории, Марат Хуснуллин

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: