Главная / Статьи
11 августа 2014 г. 12:01, Градостроительная политика

Пока город строится, он живет

В воскресенье строители отмечали свой праздник. И хотя относится он к категории отраслевых, профессиональных, в столице ему был придан общегородской формат. Более чем заслуженно. Ведь именно в таком формате во все времена и трудились московские строители, усилиями которых росла и развивалась столица, становилась комфортнее жизнь горожан.

Сегодня более чем 800-тысячный коллектив стройкомплекса работает на 3700 городских объектах. «Пока город строится, он живет, – подчеркнул мэр, который приехал на ВДНХ, где проходили основные мероприятия, посвященные празднику. – Москва, я надеюсь, всегда будет большой стройкой».

Подтверждают эту уверенность и итоги работы за минувшие семь месяцев. Они были рассмотрены на заседании коллегии Комплекса градостроительной политики, проходившей в одном из павильонов здесь же, на ВДНХ. Минувший год стал рекордным по вводу недвижимости, было построено 8,5 миллиона квадратных метров. В нынешнем году этот показатель может еще «подрасти» и достичь 9 миллионов. И что имеет принципиальное значение: 93 процента введенной в эксплуатацию недвижимости составили инвестиционные проекты. К тому же половина всех инвестиций, как и половина из всей введенной недвижимости, – на новых территориях и в промышленных зонах. Из центра Москвы, где прежде инвесторы чувствовали себя вольготно, возводя огромные офисы и тем самым создавая еще большие транспортные проблемы, новостройки практически ушли.

Московские власти продолжают политику снижения объемов строительства в центре столицы. Если в 2007 году было выдано около 300 разрешений на строительство 7 миллионов квадратных метров недвижимости, под снос подпадали и около 200 объектов культурного наследия, то с начала этого года выдано всего 44 разрешения на 1 миллион «квадратов». Зато ведется работа по сохранению памятников истории, архитектуры, культуры. «Сегодня, – комментировал перед заседанием коллегии ситуацию заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, – мы вместе с имущественным комплексом думаем над тем, как использовать те объекты, которые благодаря изменению вектора градостроительного развития столицы не попали под бульдозер, а сохранены для города».

На заседании Сергей Собянин еще раз напомнил, что главной задачей выработанной несколько лет назад градостроительной политики явилось обеспечение полицентрического, сбалансированного развития городских территорий с правильным соотношением жилья и рабочих мест.

Главным плацдармом для строителей стали территории в периферийных районах старой Москвы, прежде всего за Третьим транспортным кольцом, промзоны, а с расширением границ столицы и в новой Москве. Сегодня завершается согласование территориальных схем Троицкого и Новомосковского округов. На территории ТиНАО уже введено почти 1,5 миллиона квадратных метров недвижимости.

Чтобы приступить к реализации новой градостроительной политики, московским властям пришлось принимать трудные решения, сказал мэр. С 2010 года градостроительно-земельная комиссия отменила строительство порядка 25 миллионов квадратных метров недвижимости, в основном в исторической части столицы. По словам мэра, среди отмененных строек значатся объекты, которые подходили под категорию «точечная застройка», и крупные объекты без необходимой транспортной инфраструктуры. Такое решение вызвало критику: остановим стройку – остановим развитие города. Но год от года объемы инвестиций в строительство и объемы ввода недвижимости увеличиваются.

Так что опасения, что инвестор уйдет из Москвы, не оправдались: он не только не ушел, но и все больше заинтересован в работе на московском рынке. Даже сейчас, на фоне, как заметил Сергей Собянин, различного рода санкций: «Начали говорить, что вот, в Россииинвестиции ушли чуть ли не в ноль, что во всей России 1 миллиард долларов инвестиций, и прочий бред. Я не знаю, что это за статистика, кто ее считает, какие контракты туда входят, в эту статистику, но если мы в первом полугодии ввели недвижимости на 4,5 миллиона квадратных метров, вы все здесь строители, вы можете легко посчитать, сколько вообще денег потребовалось для этого. Это как минимум 10 миллиардов долларов. А какова коммерческая стоимость этих объектов – тут вообще отдельная история. Поэтому вся эта статистика от лукавого».

Мэр подчеркнул, что спрос на недвижимость, особенно жилую, коммерческую, достаточно высокий. Все реализуемые в Москве проекты, как правило, коммерчески привлекательны. Механизмы взаимоотношений с городом и инвестором сбалансированы: «Вопрос в том, чтобы теперь инвесторам получить всю градостроительную документацию, работать оперативно, быстро вводить объекты. От этого будет в выигрыше как экономика предприятий, так и экономика Москвы и страны в целом». Город, как известно, сократил множество процедур, устранил барьеры. С 1 октября вся документация будет предоставляться в электронном виде.

С начала этого года, как сказал Марат Хуснуллин, в столице введено 319 объектов капитального строительства и порядка 100 объектов инженерно-транспортной инфраструктуры. Это на 21 процент больше, чем было сдано в прошлом году. Всего введено недвижимости 4,6 миллиона квадратных метров, из них жилье составляет 1,79 миллиона. Рост по сравнению с уровнем семи месяцев прошлого года составил 34 процента.

Такую положительную динамику, считает глава стройкомплекса, можно назвать главным результатом работы отрасли. В этом году разрешений на строительство выдано на 48 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года, и сегодня с действующими разрешениями на строительство находятся в разной стадии 6386 объектов совокупной площадью 40,5 миллиона квадратных метров.

Среди основных задач, которые предстоит решать комплексу, Марат Хуснуллин назвал обеспечение заявленного объема ввода объектов недвижимости, формирование адресной инвестиционной программы на 2015 – 2017 годы. Предстоит окончательно на всех уровнях утвердить скорректированную программу развития Московского транспортного узла, сформировать задел на проектирование и строительство объектов на 2015-й и последующие годы.

Две трети всех инвестиций город направляет на развитие транспортной инфраструктуры. Сегодня метростроители ведут работы на 350 площадках. В этом году будет построено восемь километров путей, пять станций. Метро от станции «Юго-Западная» придет в Саларьево.

Активно формируется задел на 2015 – 2017 годы, который обеспечит ввод около 60 километров линий метро и более 30 станций метрополитена. В систему скоростного транспорта в 2016 году впишется и Малое кольцо МЖД. На 80 из 250 километров работы уже начались.

Что касается дорожного строительства, с начала года в Москве уже сдано 16 километров магистралей, а до конца года будет построено еще 84 километра. Всего в строительстве 85 объектов, еще 24 – на стадии проектирования. Марат Хуснуллин добавил, что из мегапроектов до конца этого года планируется полностью завершить реконструкцию Можайского и Дмитровского шоссе, шоссе Энтузиастов, МКАД от Ленинского проспекта до Можайки, а также развязки на МКАД с Волгоградским и Мичуринским проспектами, развязку на улице Академика Янгеля, транзитную эстакаду на Щелковском шоссе. Наиболее приоритетной работой во всем градостроительном развитии Москвы заммэра назвал строительство транспортно-пересадочных узлов: «Всего у нас 255 ТПУ, из них по 162 мы уже отработали: рассмотрели на ГЗК, определили границы». Мэр назвал создание ТПУ одним из мегапроектов города – таким же, как освоение промышленных зон.

Новое развитие – как жилой, рекреационный и производственный комплекс – получит территория ЗИЛа. За семь месяцев на территории промзон уже введено 53 объекта общей площадью почти 1 миллион квадратных метров. Это на 70 процентов больше, чем в прошлом году, и эти объемы продолжают увеличиваться.

Определяющими для развития города должны стать стратегические проекты – как реконструкция МКАД, освоение территорий, прилегающих к Москве-реке, строительство Третьего транспортного контура. Реализация этих проектов – программа не только на завтра, но и на дальнейшую перспективу. Пока город строится, он живет.

Нина Баталова

Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: