Главная / Статьи
21 января 2014 г. 12:14, Дороги, мосты, тоннели

Пойдем на север

Участок автодороги от Бусиновской развязки до Фестивальной улицы может быть закончен досрочно, в конце этого года. Мобилизовать все ресурсы строителей попросил мэр Москвы Сергей Собянин, на прошлой неделе осмотревший стройку.

Новая автодорога станет продолжением на территории столицы платной трассы Москва - Санкт-Петербург. Движение на ее головном участке длиной 43 км - от Бусиновской развязки до Ленинградского шоссе перед Солнечногорском - также может быть запущено в конце этого года. Корреспондент «Московской перспективы» одним из первых проехал по новой Ленинградке, а также ознакомился с планами по продлению трассы в город.

До «Шереметьево» за 20 минут

Новая трасса М11, пожалуй, одна из главных дорожных строек страны. По планам федеральных властей, к чемпионату мира по футболу, который Россия примет в середине 2018 года, дорога должна быть полностью построена. Стоимость проезда станет известна перед ее открытием. Цифра будет варьироваться в зависимости от транспортного средства, времени года и даже времени суток. В концессионном соглашении на строительство первого участка в 2007 году была прописана средневзвешенная цена - 3 руб. 60 коп. без НДС. Это означает, что концессионер посчитает инфляцию за все эти годы, учтет налог на добавленную стоимость и выведет конечную средневзвешенную стоимость проезда.

Работы кипят сразу на нескольких участках: в Московской, Тверской и Ленинградской областях. Раньше остальных свой отрезок пути начал строить российско-французский тандем, в который входят компании ЗАО «Мостотрест» и Vinci concessions. Образованное ими предприятие «Северо-западная концессионная компания» (СЗКК) вышла на объект в сентябре 2011 года, сейчас работы завершены примерно на 70%. По большей части дороги уже можно прокатиться с ветерком.

На трассе планируется возвести многоуровневые развязки на пересечениях с Лихачевским, Международным, Шереметьевским шоссе, с дорогой, соединяющей М11 и Зеленоград, с «малой бетонкой» А107, а также в месте соединения с существующей трассой М10. От МКАД до пересечения с Шереметьевским шоссе трасса будет иметь по пять полос в каждом направлении. До развязки с Зеленоградом - по четыре, далее - по две полосы. При этом по мере роста трафика полосность может быть в короткие сроки увеличена. Для этого зарезервированы специальные участки вдоль дороги.

Как говорит Сергей Ильинский, представитель СЗКК, наиболее сложный участок - от МКАД до аэропорта «Шереметьево». Там уже построен новый металлический мост через канал им. Москвы. Перед строителями стояла задача сохранить судоходность, поэтому большого количества опор здесь нет. Чтобы возвести столь массивную конструкцию, подрядчики работали с берега. Готовое полотно при помощи мощных домкратов надвигали на опоры. Учитывая, что для каждого направления движения фактически строился свой мост, подрядчики работали круглые сутки. Длина сооружения - 333 метра, а его масса - более 8 тыс. тонн.

Около аэропорта «Шереметьево» работы еще продолжаются. Эстакада над Международным шоссе уже построена, сейчас подрядчики выполняют связку с основной магистралью и возводят съезды.

Полкабана на квадратный километр

Дальше в область дорога проходит по вырубленной просеке, в обход всех населенных пунктов. Магистраль будет скоростной, поэтому трассировка выполнена таким образом, что дорога проходит без крутых спусков, подъемов и крутых виражей. В зависимости от рельефа местности делали либо высокие насыпи, либо, наоборот, выбирали грунт. На наиболее сложных участках возводят 39 мостов и путепроводов.

Значительная часть строительных работ уже завершена, почти везде по одному-два слоя асфальта. Подрядчикам предстоит в ближайшее время смонтировать шумозащитные экраны, установить двухметровый сетчатый забор, который исключит возможность выхода на дорогу людей и животных. В лесах Солнечногорского района, через который проходит дорога, есть животные - примерно одна особь на 200 га. Как шутят строители, «полкабана на квадратный километр». Однако специалисты изучили маршруты миграций лесных обитателей и приняли решение, в каких местах строить для них переходы. Чтобы звери не пугались, от шума проезжающих машин и света фар их защитят экраны, а бетонные конструкции переходов замаскируют под окружающую среду с помощью ландшафтного дизайна.

В 2011 году, когда началась стройка, местные активисты и экологи забили тревогу по поводу угрозы окружающей среде, но опасения оказались беспочвенными. Согласно проведенному компанией Ernst&Young исследованию, количество выбросов диоксида углерода в этом районе уменьшится на 100 тыс. тонн. Это эквивалентно проезду по трассе 18 млн автомобилей. Такое сокращение будет достигнуто в основном за счет того, что автомобили на новом участке будут следовать с высокой скоростью. Мэр городского округа Химки Олег Шахов тоже считает, что новая трасса - это благо для Подмосковья. Сейчас люди теряют силы, здоровье и время, простаивая в огромных пробках на Ленинградском шоссе, а выхлопные газы от 135 тыс. машин ежедневно отравляют воздух. Когда участок откроется, старая Ленинградка заметно разгрузится.

Перед началом строительства по инициативе концессионера была проведена дополнительная экспертиза, в результате которой был частично пересмотрен проект дороги, особенно на территории Химкинского лесопарка. За счет сужения разделительной полосы при сохранении безопасности удалось уменьшить вырубку деревьев. Изначально планировалось вырубить 144 га леса, в итоге эта цифра была снижена до 100 га. По словам Олега Шахова, в качестве компенсации вырубленного леса строители помогут в реализации программы развития парковых зон и скверов на территории Химок. Всего на экологические мероприятия в рамках проекта планируется потратить порядка 3 млрд рублей.

Техника безопасности

Как рассказал Сергей Ильинский, за качеством и технологией работ следят очень пристально. Кроме государственных контролирующих организаций, Автодора и Ростехнадзора, привлечены международные компании. В частности, независимый технический эксперт - американская компания AECOM. Ее специалисты могут в любой момент на стройке взять дополнительные пробы песка, бетона или асфальта, проверить качество выполнения всех работ и потребовать ее переделки в случае несоответствия проекту.

Технологии работ на стройке соблюдаются неукоснительно. Например, песок сюда доставляют определенной влажности, а асфальт не кладут в дождь и при отрицательных температурах. Качество насыпи и уже готового полотна проверяют в специальных лабораториях. Для этого высверливают пробные образцы «дорожного пирога», который потом распиливают на несколько частей, сжимают, нагревают и т.д. - имитируют нагрузки, которые возникнут в процессе эксплуатации.

Залог качества - профессионализм сотрудников. На стройке нет ни одного неквалифицированного рабочего. По словам Сергея Ильинского, это принципиальная позиция подрядчиков. Они привлекают на двухнедельные вахты уже сложившиеся бригады, в том числе и из других регионов Центральной России.

Строители заинтересованы в качестве своей работы, ведь после открытия дороги им предстоит эксплуатировать ее на протяжении 28 лет, соответственно, ремонт придется делать за свой счет. Неудивительно, что на верхний слой асфальта дается гарантия пять лет, в отличие от городских полотен, которые перестилают ежегодно. Гарантия на нижние слои «дорожного пирога» составляет 28 лет.

Для безопасности водителей решили применить специальные разделительные ограждения между направлениями движения, которых в нашей стране еще нет, зато они активно используются в мире. Главное отличие от отечественных аналогов - они выше и имеют специальную геометрическую форму. Недавно строители «отлили» экспериментальный образец и протестировали его. На скорости порядка 90 км/ч в отбойник под острым углом врезался автобус. На любой другой дороге транспортное средство после такого столкновения, вероятно, перелетело бы на встречную полосу или перегородило магистраль. Последствия таких ДТП самые плачевные. Разделительное ограждение на новой трассе устроено таким образом, что автобус «прилип» к нему и дальше скользнул вдоль барьера до полной остановки.

Рокада впишется в хорду

По оценке строителей, головной участок платной трассы может быть запущен уже в конце этого года. Для этого необходимо обеспечить вход трассы в город. Дорога не может дойти до МКАД и остановиться, так как это парализует и без того загруженную Кольцевую автодорогу. Первую очередь Бусиновской развязки планируется запустить уже летом 2014 года. Проект реконструкции развязки включает строительство двух эстакад, трех путепроводов, а также шести съездов общей протяженностью почти 10 км.

Далее от Бусиновской развязки в сторону центра власти Москвы строят новую трассу вдоль Ленинградского направления Октябрьской железной дороги. Магистраль именуют Северной рокадой, или северной частью Северо-восточной хорды. По словам главы стройкомплекса Марата Хуснуллина, подрядчикам предстоит построить около 8 км новых дорог от Бусиновской развязки до Фестивальной улицы. Далее рокада пройдет до Дмитровского шоссе. Тендер на строительство этого участка уже объявили власти столицы. В общей сложности будет построено 7 съездов и 15 эстакад. Стоимость контракта - 23,3 млрд рублей.

Градостроительство, Марат Хуснуллин, Дороги, Дорожное строительство