Главная / Статьи

По столице без светофоров

Эксперты о будущем реконструируемых автомагистралей.

Споры вокруг проектов создания в столице бессветофорных магистралей, которые планирует реализовать горадминистрация, не утихают. Противники идеи считают, что грядущие работы не решат проблему пробок, а жители домов получат шоссе прямо у подъезда и повышенный уровень шума. Корреспондент «Московской перспективы» совместно с экспертами разбирался в плюсах и минусах бессветофорных дорог.

Бессветофорные магистрали – мечта любого водителя, но промчаться с ветерком в условиях столичного мегаполиса удается крайне редко. Виной тому – постоянные пробки. Да и самих трасс без светофоров не так много: Звенигородка, Ленинградка и МКАД. В этой связи власти города запланировали сделать бессветофорными еще несколько магистралей: Ленинский проспект и Северо-западную хорду (СЗХ).

Проект реконструкции Ленинского проспекта власти выносят на общественные слушания, которые пройдут с 15 по 20 марта и обещают стать очень горячими. Некоторые эксперты и активные граждане считают, что после появления фривея ухудшится экологическая обстановка и связность районов.

Возрастет уровень шума, а пешеходам будет сложно переходить дорогу. Власти с таким мнением категорически не согласны. Вот что говорит заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин: «Я вам рекомендую сначала посмотреть, кто является экспертами, высказывающими такое мнение. У нас какая-то непонятная мода: люди, которые никогда ничего не проектировали и не строили, становятся вдруг специалистами и начинают тем, кто посвятил этому долгие годы или даже жизнь, говорить, что это все неправильно! Я считаю, что мнения таких экспертов, – это политическая спекуляция!»

Один из доводов противников проектов горадминистрации – пробки с Ленинского проспекта никуда не исчезнут, а лишь переместятся к бутылочным горлышкам около МКАД или на въезде в центр. Такое мнение опровергает начальник аналитического отдела экспертного центра Probok.net Андрей Мухотиков. Он считает, что далеко не все, кто едет по Ленинскому проспекту, обязательно следуют в область или в центр города: «Нельзя забывать, что есть движение в область. Это 50% потока. Оно точно и однозначно в результате реконструкции «полетит». А оставшиеся 50% по Ленинскому не доезжают до Садового – предполагаемого места «нового затора», разъезжаясь по перпендикулярным улицам, включая Третье транспортное кольцо. Поэтому говорить о том, что весь поток будет пробиваться через бутылочные горлышки, несправедливо. На переезде через МКАД никакого сужения не будет, поскольку после Кольцевой дороги Киевское шоссе, в которое переходит проспект, достаточно широкое».

По словам заведующего кафедрой мостов и тоннелей МАДИ Сергея Чеботарёва, пропускная способность одной полосы дороги, движение на которой регулируют светофоры, – 1200 автомобилей в час, в то время как на магистралях, где их нет, – 1700. Таким образом, Ленинский проспект и Северо-западная хорда смогут «пропускать» около 5000 автомобилей в час в каждом направлении вместо 3500. Но для этого нужно строить различные инженерные сооружения. И в этом некоторые эксперты видят еще одну проблему: появление тоннелей и эстакад разрежет город на две части, увеличит перепробеги автомобилей.

«Откуда такое мнение, что Ленинский проспект будет фривеем, который разрежет город? На трассе планируется сделать подземные переезды, чтобы связка районов была лучше существующей», – утверждает Марат Хуснуллин.

Сейчас практически на всех перекрестках Ленинского проспекта и будущей Северо-западной хорды движение регулируют светофоры, поэтому есть возможность повернуть направо или налево, а также пересечь проспект по перпендикулярным улицам. Игорь Бахирев, руководитель НПО транспорта НИиПИ Генплана Москвы, который является одним из соавторов проекта реконструкции Ленинского, говорит, что возможность маневрировать никуда не исчезает. Светофоры на самом деле остаются, но для основного потока будет организовано транзитное движение на перекрестках посредством эстакад и тоннелей.

Еще один довод противников создания бессветофорных трасс – увеличение уровня шума. Это констатируют разработчики проектов, правда, лишь отчасти. Господин Бахирев говорит, что реконструкция Ленинского не приблизит проезжую часть к домам ни на метр, но трафик увеличится примерно на 20%, а уровень шума на один децибел. Власти обещают, что жители этого изменения не почувствуют, наоборот, будут испытывать меньший дискомфорт, чем сейчас. Во всех домах вдоль проспекта и хорды окна заменят на шумозащитные, а вблизи детских учреждений установят специальные шумопоглощающие экраны.

Помимо светофоров на перекрестках серьезно тормозят движение наземные пешеходные переходы, которые чаще всего тоже регулируются светофором. По информации председателя межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимира Соколова, ежегодно на таких переходах в России гибнут около 25 тысяч человек. Поэтому самым эффективным решением является строительство внеуличных надземных или подземных переходов. Это ликвидирует сразу две проблемы: уберет светофор, который тормозит движение автомобилей, и позволит пешеходам безопасно переходить улицу. Впрочем, где это возможно, наземные переходы все же оставят.

Эксперты компании «Эшелон Геолайф» замерили скорость на столичных трассах и смогли сравнить, как движется транспорт на магистралях со светофорами и без них. Михаил Каштанов, представитель компании, озвучил цифры: «По Ленинградскому шоссе в сторону центра средняя скорость составляет 25 км/ч в будние дни, а в сторону области – 32,5 км/ч. На Ленинском проспекте – скорость в районе 20 км/ч как в сторону центра, так и в сторону области. То есть Ленинский проспект проигрывает минимум 25 процентов».

Андрей Макарский

Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: