Главная / Статьи
17 сентября 2013 г. 10:15, Дороги, мосты, тоннели

По накатанной дороге

На автомагистрали в новой Москве в ближайшие годы потратят почти 57 миллиардов рублей.

Столичные власти определились с перечнем и объемами финансирования первоочередных дорожных строек в новой Москве. В 2014–2016 годах между строительными компаниями будут разыграны подряды почти на 57 млрд рублей. Из них более 34 млрд руб. пойдут на реконструкцию и строительство крупных магистралей, 22,5 млрд руб. – на развитие сети местных дорог. Эти ассигнования не позволят за три года завершить все начатые проекты, но в условиях сокращения доходной части бюджета мэрия вынуждена экономить.

Затраты на сооружение дорожного каркаса новой Москвы подробно расписаны в проекте Адресной инвестиционной программы (АИП) на 2014–2016 годы, которая является частью трехлетнего бюджета города. Как и обещали чиновники, крупные дорожные проекты будут осуществляться параллельно развитию сети местных дорог и созданию поперечных связей между поселениями. Основной транспортной артерией присоединенных территорий станет скоростное Калужское шоссе, которое сейчас стоит в пробках практически круглые сутки. Только до Троицка там насчитывается 15 светофоров. Кроме того, заторы провоцируют примыкающая к проезжей части жилая застройка и торговые центры у МКАД. Первоначально столичные власти хотели расширить шоссе до 10 полос на всем его протяжении. Но оценив возможные объемы изъятия земельных участков и неизбежные протесты жителей, заново проработали трассировку, чтобы максимально сохранить существующие поселки. «На некоторых участках Калужка будет раздваиваться: дублер будет огибать жилую застройку, а само шоссе станет городской улицей для обслуживания прилегающих территорий», – поясняет намерение проектировщиков и.о. главы стройкомплекса Марат Хуснуллин.
По проекту АИП реконструкцию Калужского шоссе планируется провести в два этапа. Первый продлится до конца 2016 года и затронет участок от 20-го до 49-го км магистрали. При этом, судя по динамике финансирования, активная фаза работ начнется только в 2016 году, когда на стройку выделят 14,5 млрд руб., или 80% общей стоимости объекта, составляющей 18 млрд рублей. В дальнейшем строительство развернется от 49-го км до ЦКАД. На этом участке строители обещают придерживаться тех же принципов и обойти соседствующие с трассой поселки четырехполосным дублером. На ЦКАД модернизированное Калужское шоссе должно выйти к концу 2020 года. Этот этап работ потребует бюджетных инвестиций в объеме 17 млрд рублей. Итого – 35 млрд руб. на всю главную дорожную артерию новой Москвы.

Также в 2014 году начнется сооружение основного дублера МКАД, магистрали Солнцево – Бутово – Видное, которая на первом этапе должна соединить Киевское (Солнцево) и Калужское (Бутово) шоссе. В проекте АИП на проектирование этого дорожного участка заложен почти 1 млрд руб.: трассировку должны закончить до конца будущего года. Еще 8 млрд руб. предусмотрено на строительные работы. Впрочем, как и в случае с Калужским шоссе, реализация проекта будет не такой быстрой: в 2014 году подрядчики освоят всего 100 млн руб., в 2015-м – 2,5 млрд руб., основной объем финансирования – 5,4 млрд руб. – приходится на 2016 год.

По проекту АИП первоочередным дорожным проектом в новой Москве должна стать реконструкция Варшавского шоссе на участке, проходящем по Северному Бутову и Щербинке до обводной дороги Подольска. Тендер на разработку проекта был проведен еще в начале 2013 года, а в 2014-м планируется приступить к активной фазе строительства. Она предусматривает создание дублеров Варшавского шоссе, дополнительных съездов на местную УДС и сооружение развязки на пересечении с подольским «кольцом». Реализация проекта оценивается в 6,2 млрд рублей. Основной объем работ будет выполнен до конца 2015 года.

Финансирование крупных дорожных проектов в новой Москве будет осуществляться через департамент строительства. В сумме все перечисленные объекты оцениваются почти в 51,5 млрд руб., в программу бюджетных инвестиций 2014–2016 годов на них заложено 34 млрд рублей. Кроме того, 22,5 млрд руб. в этот период будет перечислено департаменту развития новых территорий (ДРНТ) на строительство и реконструкцию дорог местного значения и создание поперечных связей между поселениями.

Приоритетными проектами для ДРНТ являются центральная автодорога Коммунарки, реконструкция дорожного участка между деревнями Саларьево (Киевское шоссе) и Мамыри (Калужское шоссе), а также связка: деревня Рассказовка (Боровское шоссе) – поселок Московский (Киевское шоссе), которую необходимо расширить с двух до четырех полос. В 2013 году на реализацию проектов в сумме было выделено около 5 млрд рублей. Все дороги планируется ввести в эксплуатацию в 2014 году.

Параллельно строители приступят к реконструкции связки между Боровским, Киевским и Калужским шоссе, проходящим через деревни Рогозинино, Верховье до деревни Ботаково. Этот проект оценивается в ту же сумму, что и модернизация Варшавского шоссе на территории Щербинки (6,2 млрд руб.), и будет реализовываться до конца 2017 года. Еще 4,8 млрд руб. ДРНТ направит на сооружение дорожного участка от деревни Ботаково через Троицк с выходом на Калужское шоссе. Работы запланированы на 2016–2017 годы. В эти же сроки должно уложиться строительство еще двух новых параллельных МКАД дорог: от автомагистрали М-З «Украина» через поселок Московский и деревню Сосенки до аэропорта «Остафьево» и от Киевского шоссе до Калужского шоссе через деревни Середнево, Марьино и Десна. Первый проект оценивается в 8,8 млрд руб., второй – в 5,7 млрд рублей. Кроме того, в новой Москве планируется провести реконструкцию Внуковского шоссе (работы стоимостью 2,3 млрд руб. запланированы на 2014–2015 годы) и Остафьевского шоссе (2,6 млрд руб. на 2016–2018 годы).

Однако самым крупным дорожным проектом департамента развития новых территорий станет сооружение нового радиального направления от МКАД через поселок Коммунарка до аэропорта «Остафьево». Инвестиции в этот радиус оцениваются почти в 13,5 млрд рублей. В рамках трехлетней АИП город готов профинансировать только проектно-изыскательские работы. Непосредственно к строительству планируется приступить после 2016 года. Дорога может быть введена в эксплуатацию до конца 2018 года.

В целом на присоединенных территориях будут построены и реконструированы более 10 дорог местного назначения общей стоимостью около 56 млрд руб. (33,2 млрд из них должны быть выделены после 2016 года). По словам проектировщиков, это позволит сформировать УДС с плотностью, аналогичной срединной части старой Москвы.

Отдельной строкой в проекте АИП предусмотрены затраты на транспортное обеспечение Рублево-Архангельского, где Сбербанк собирается возвести около 5 млн кв. метров недвижимости, в том числе более 2 млн кв. метров жилья. По проекту там необходимо построить продолжение Рублевского шоссе с автомобильным мостом через Москву-реку, развязку на 22-м км Новорижского шоссе, несколько дополнительных выездов на Новую Ригу, а также новую магистраль от дороги, строящейся в обход Одинцова. В первоочередных планах у города – продление Рублевки до МФЦ, однако в ближайшие три года деньги найдутся только на проектирование. В АИП на эти цели заложено 600 млн руб., еще 200 млн руб. предполагается инвестировать в строительство. В целом на реализацию проекта потребуется 18 млрд руб., активная фаза работ начнется не раньше 2017–2018 годов.

Елена Егоршина

Градостроительство, Дороги, Дорожное строительство