Главная / Статьи

Плодотворное партнерство. Власть и бизнес заинтересованы в долгосрочных проектах

В феврале 2015 года вступают в силу поправки в Закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Основные изменения касаются создания условий для наиболее гибкого распределения рисков между частными и публичными партнерами при реализации инфраструктурных проектов. О том, как реализуются в столице различные формы государственно-частного партнерства, шла речь на круглом столе, посвященном перспективам развития концессий в Москве, организованном Городским агентством управления инвестициями (ГБУ «ГАУИ»). Со стороны бизнеса в диалоге участвовали руководители крупных компаний-инвесторов и финансовых организаций. Участники круглого стола обменялись конкретными предложениями по дальнейшей активизации участия частного бизнеса в развитии Москвы.

Проекты государственно-частного партнерства

Руководитель проектного офиса «Юридическое сопровождение инвестиционной деятельности и ГЧП» ГБУ «ГАУИ» Артем Барашев сообщил, что изменения, вступающие с февраля в законодательство о концессиях, расширяют сферу применения модели государственно-частного партнерства, предусматривают составление планов-графиков концессионных торгов и публикацию перечня концессионных объектов, возможность инициирования концессионных проектов инвестором, а также предоставляют преимущественное право на приватизацию объекта концессионером.

В свою очередь, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы (ДЭПиР) Максим Решетников напомнил, что концессионные соглашения являются одной из наиболее распространенных практик государственно-частного партнерства, используемых в столице. Правительством Москвы уже заключен ряд соглашений для реализации инфраструктурных проектов в сферах ЖКХ, здравоохранения и дорожном строительстве. Наряду с ними Правительство Москвы будет применять в городе и другие формы ГЧП, такие как долгосрочные инвестиционные контракты, контракты жизненного цикла и программы льготной аренды городского имущества.

Концессионные соглашения в Москве имеют свои особенности. Во-первых, они предполагают реализацию концессионных проектов исключительно за счет частного капитала, а не путем бюджетного финансирования. Во-вторых, обязательным условием развития этой формы государственно-частного партнерства в столице является детальная отработка всех нюансов проектов, которая гарантирует соблюдение интересов города при любых обстоятельствах.

– Привлекательность Москвы с точки зрения частных инвестиций очевидна,– считает Максим Решетников, – а накопленный опыт показывает, что инвесторы хорошо понимают перспективы концессионных соглашений даже в нынешних экономических условиях. Мы детально отработали практику концессионных соглашений. Теперь наша задача – определить конкретные объекты для заключения новых концессионных соглашений, установить прозрачные и понятные правила игры, гарантировать защиту интересов города при любом развитии ситуации.

Первое концессионное соглашение в дорожном строительстве

Знаковым событием стало, по словам Максима Геннадьевича, заключение первого концессионного соглашения в сфере дорожного строительства по прокладке и эксплуатации северного дублера Кутузовского проспекта.

По итогам проведенного 28 ноября 2014 года конкурса соглашение о строительстве северного дублера Кутузовского проспекта в Москве было заключено с ОАО «Новая концессионная компания» (НКК) – дочерней структурой управляющей компании «Лидер». Управляющая компания ранее участвовала в строительстве платной дороги, соединяющей МКАД с федеральной трассой М-1 «Беларусь» (Москва – Минск), а северный дублер Кутузовского – продолжение этой дороги. Строительство дороги стоимостью 40 млрд руб. начнется уже в этом году, 15% стоимости контракта концессионер должен вложить из собственных средств, остальное – за счет долгосрочного банковского финансирования.

Правительство Москвы выкупит и освободит земельные участки, а затем передаст их концессионеру в аренду. Расходы на подготовку территории и перенос инженерных коммуникаций предполагается разделить между городом и инвестором. А все расходы, связанные с проектированием, строительством и эксплуатацией объекта, должен взять на себя концессионер.

Согласно условиям тендера, сумма чистых активов компании, которая получит право на концессию, должна быть не менее 3 млрд руб., кроме того, необходим опыт реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Общий срок концессии – 40 лет, строительство должно занять от 5 до 7 лет. Завершить прокладку дублера концессионер обязан до 2020 года.

Протяженность магистрали составит около 11 км, она должна состоять не менее чем из четырех полос. При строительстве платной магистрали будет учтен опыт Ниццы, где в прибрежной зоне расположена длинная платная дорога, которая полностью интегрирована в городскую транспортную сеть. Дорога станет продолжением платной трассы в обход Одинцова и пройдет от Молодогвардейской транспортной развязки до «Москва-Сити» вдоль Смоленского направления железной дороги. Расчетный трафик движения на северном дублере составит 30–40 тыс. автомобилей в сутки. Они будут двигаться со скоростью 100 км/ч. Появление северного дублера Кутузовского проспекта, по оценкам экспертов, сократит перепробег всего автомобильного транспорта Москвы на 50 млн машино-километров в год, протяженность перегруженных участков основной трассы уменьшится на четверть, а время в пути – на 30%.

Тарифы на проезд по будущей магистрали еще не определены. Они будут устанавливаться концессионером и согласовываться с Правительством Москвы.

– Плата будет выше, чем в Московской области, но не должна превышать стоимости проезда на прилегающих дорогах более чем в 2,5 раза, – считает руководитель проектного офиса «Юридическое сопровождение соглашений ГЧП» ГБУ «ГАУИ» Артем Барашев. – Также цена будет дифференцироваться в зависимости от вида транспорта. Взимать плату за проезд планируется способом, не требующим остановки машин возле специальных пунктов, чтобы не создавать помех движению. Сейчас со стороны города разрабатываются решения, как это можно осуществить. Окупить инвестиции концессионер рассчитывает за 15 лет. По условиям концессии, северный дублер Кутузовского проспекта останется в пользовании инвестора до 2055 года.

По словам Максима Решетникова, власти Москвы будут выплачивать компенсации концессионеру северного дублера Кутузовского проспекта при возникновении на нем частых пробок. Концедент и концессионер договорились, что пробка – это когда поток движется со скоростью менее 20 км/ч, на одном километре от точки замера, то есть от въезда в ММДЦ «Москва-Сити» до выезда из «Сити». При этом страховой случай, при котором город выплачивает компенсацию, наступает, когда число пробок превышает 50 в год. Если выручка компании-концессионера от трафика будет ниже прогнозируемой, то город также может компенсировать разницу .

Строительство платных путепроводов

Другим начинанием в сфере транспортных концессий стали проекты строительства платных путепроводов на месте проблемных переездов через пути Московской железной дороги. Пока на ГЗК получили одобрение три проекта строительства автомобильных мостов над полотном железной дороги на территории «новой» Москвы: на переездах у станций Щербинка, Переделкино и Крекшино. Это одни из самых загруженных пересечений в одном случае с Курским, а в двух других – с Киевским направлениями МЖД. Водителям порой приходится ждать больше часа, для того чтобы попасть на другую сторону.

По всем трем проектам уже подготовлена проектно-сметная документация, получены положительные заключения государственной экспертизы, определена стоимость строительства, которая варьируется от 500 млн до 1,7 млрд руб. в зависимости от сложности того или иного объекта.

По словам Максима Решетникова, в концессионном соглашении с инвестором город выдвигает целый ряд требований, в числе которых максимально сжатые сроки реализации проектов, ограниченные 1–1,5 годами; осуществление строительства при сохранении автомобильного движения по существующим переездам, а также контроль за установлением платы за проезд.

– Капитальные затраты по трем объектам оцениваются городскими властями приблизительно в 4 млрд руб., – уточнил исполняющий обязанности директора ГБУ «Городское агентство управления инвестициями» Леонид Кострома. По его словам, строительство трех мостовых переходов позволит увеличить пропускную способность, частоту движения поездов и снизить аварийность. Он добавил, что проект строительства этих объектов предусматривает сохранение работы существующих переездов во время строительства. Основные издержки, связанные с капитальными затратами, будут возложены на инвестора, также инвестор возьмет на себя риски, связанные с трафиком, формированием тарифов. При этом максимальный размер тарифов будет контролироваться городом, чтобы эти переезды выполняли и социальные функции. Свои же затраты инвестор сможет компенсировать за счет взимания платы за проезд.

Предполагается, что однократный проезд по путепроводу будет стоить 40 – 50 руб. Работы по их возведению должны завершиться до конца 2016 года. Три переезда – своего рода пробный камень. Если эксперимент окажется успешным, городские власти предложат инвесторам новые проекты – только на территории «новой» Москвы расположены 18 проблемных железнодорожных переездов.

В столичном регионе первые платные железнодорожные переезды, созданные за внебюджетные средства, раньше, чем в «новой» Москве, появятся в Подмосковье. Они начнут функционировать уже в 2015 году. Предположительная стоимость проезда по ним составит 15 руб. В Московской области уже действуют и две платные дороги. Цена проезда по скоростной трассе в обход Одинцова варьируется от 60 до 100 до руб. в зависимости от времени дня, а по платному участку трассы М-4 «Дон» с 48-го по 71-й км в дневное время колеблется от 30 до 120 руб.

Концессионное управление объектов медицины

Первое концессионное соглашение в области медицины, предусматривающее передачу городской клинической больницы № 63 на улице Дурова в концессионное управление Европейскому медицинскому центру, было заключено 21 мая 2013 года. В соответствии с Законом «О концессионных соглашениях», концессионер получил в управление сроком на 49 лет все недвижимое имущество больницы и территорию с парком на проспекте Мира.

По условиям соглашения, общая сумма планируемых частных инвестиционных вложений составит 4,37 млрд руб. При этом на реконструкцию будет израсходовано 2,88 млрд, а на техническое оснащение больницы – еще 1,49 млрд руб. В рамках работ по реконструкции и эксплуатации будет построен комплекс из четырех высокотехнологичных медицинских центров: эндоваскулярной хирургии, позитронно-эмиссионной томографии, а также перинатального и реабилитационного. Кроме того, Европейский медицинский центр выплатил городу 1 млрд руб. за правозаключения концессионного соглашения.

В течение этого периода концессионер обязан принимать часть больных (от 20 до 40%) по полису обязательного медицинского страхования, получая за это деньги от государства. Вопрос о том, какое конкретно количество коек в новом центре будет выделено для обслуживания по программе обязательного медицинского страхования, сколько процедур в год его специалисты будут проводить в рамках этой программы, пока остался открытым, отмечается на сайте Департамента городского имущества Москвы. До 80% пациентов будут обслуживаться платно, на коммерческих условиях.

Следующая на очереди к передаче в концессию – клиническая больница № 71 на западе столицы, на Можайском шоссе. Она расположена ближе других городских больниц к инновационному центру «Сколково» и будет рассчитана на обслуживание его работников и резидентов. ГКБ № 71 выбрана для передачи в концессию еще и потому, что там есть возможность построить для нее новое здание, не закрывая действующие отделения. Предполагается, что инвестор построит новое здание на 1 тыс. коек и реконструирует старое на 743 койки. В остальном обязанности концессионера и сумма договора будут аналогичны тому, который был заключен при передаче в концессию больницы № 63. Что же касается специализации, то в новом здании больницы № 71 будут работать стационарные отделения травматологии, ортопедии, кардиологии, неврологии, общей терапии, амбулаторно-поликлиническое отделение и женская консультация.

– О правильности нашего подхода к концессионным соглашениям свидетельствует то, что и в нынешних экономических условиях интерес частных инвесторов к предложениям города продолжает расти, – подчеркнул Максим Решетников.

Задел на будущее

При этом требуется детальная отработка всех нюансов проектов, гарантирующая соблюдение интересов столицы при любых обстоятельствах. Говоря о сложившейся сегодня весьма непростой ситуации с финансовыми ресурсами, Максим Геннадьевич отметил, что если концентрироваться лишь на нынешних трудностях, то инвестировать вообще ничего не надо. Однако экономические циклы меняются, и именно сегодня пришло время для долгосрочных инвестиций, для того чтобы делать наработки и увязывать вместе различные аспекты соглашений – земельные, градостроительные, технологические.

– Мы поставили главной задачей наращивание именно долгосрочных инвестиций, связанных с развитием производства, с размещением на долгосрочной основе в столице штаб-квартир крупных международных корпораций, – уточнил руководитель Департамента экономической политики и развития. По словам Максима Решетникова, экономическая ситуация в стране и в городе сегодня такова, что экономика «входит в полусон» и многие проекты будут пересмотрены. – Сейчас мы можем задавать тренды, которые будут реализованы через два, три или четыре года, но все равно это время наступит. Поэтому сейчас мы взяли время на проработку закона по государственно-частному партнерству. Оценивая перспективы развития государственно-частного партнерства в Москве, важно также подчеркнуть, что в последние три года в городе коренным образом изменился подход к балансу частных и общественных интересов. Москва не просто осознала, но стала жестче отстаивать свои интересы, и сегодня инвесторы понимают: столичные власти не поддержат проекты, которые идут в ущерб интересам города и его жителей.

Контракты жизненного цикла

В свою очередь, исполняющий обязанности директора ГБУ «Городское агентство управления инвестициями» Леонид Кострома рассказал и о других формах государственно-частного партнерства. Город привлекает частных инвесторов для развития метрополитена и строительства ТПУ. До 2020 года запланировано строительство 150 км путей метрополитена. Уже заключен договор контракта жизненного цикла на 832 вагона метро 760-й серии.

При заключении контрактов жизненного цикла производитель не просто продает метрополитену вагоны своего производства, но и берется обслуживать их на протяжении всего срока контракта в течение 30 лет, до полного исчерпания ими ресурса эксплуатации. И не просто обслуживать, а платить штрафы за каждый невыход состава на линию и сбой в движении по техническим причинам. Иными словами, метро покупает у поставщика не товар (вагоны), а услугу – техническую готовность подвижного состава к бесперебойному движению. В этом и заключается суть контрактов жизненного цикла. В общей сложности с учетом строительства новых линий и депо ГУП «Московский метрополитен» планирует закупить по контрактам жизненного цикла 2,3 тыс. новых вагонов метро на сумму более 400 млрд руб.

К разновидностям контрактов жизненного цикла относится и новая система видеонаблюдения за дворами, подъездами и местами массового скопления людей. Город закупил не камеры, как в начале 2000-х, а заплатил за поставку конечного контента – непрерывного видеоизображения. А забота об исправности камер, линий передачи данных и поддержании непрерывной трансляции в течение пяти лет, пока действует контракт, ложится на плечи поставщика.

Сходной формой государственно-частного партнерства являются и 15-летние контракты на вывоз и утилизацию мусора, реализуемые в пяти округах столицы. Государство платит деньги за конечный результат, а контрагент обязан обеспечить парк мусоровозов, вывоз, сортировку, переработку части мусора и утилизацию остатков. Применением же механизма концессии в сфере ЖКХ должно стать строительство пяти заводов по утилизации иловых осадков водоочистных сооружений.

Максим Решетников счел нужным добавить, что Правительство Москвы в нынешней сложной экономической ситуации готово взять на себя валютные риски по новым контрактам жизненного цикла при закупке и эксплуатации подвижного состава столичного метрополитена.

– В наших контрактах это условие было прописано, и мы были готовы взять на себя валютные риски в 2015 году. Мы, конечно, не ожидали, что это будет до 2015 года, – отметил руководитель ДЭПиР.

Когда доктор рядом

Еще одной формой государственно-частного партнерства, получившей распространение в городе, стала сдача в аренду на льготных условиях ветхих зданий и помещений под детские сады, медцентры, а также передача в аренду обветшавших объектов культурного наследия. Арендатор обязуется отреставрировать или отремонтировать переданные ему объекты. Пока он этого не сделал, платит полную ставку арендной платы, а по завершении ремонтных или реставрационных работ ставка аренды снижается до символической – 1 руб/кв. м в год. По программе сохранения памятников культурного наследия за 2013 год реализовано 12 объектов, в 2014 году – еще 14 объектов. В рамках программы льготной аренды детских образовательных учреждений в 2013 году был передан в аренду 21 объект, в 2014 году – еще шесть. Кроме того, по программе «Доктор рядом» на сходных условиях, предусматривающих ремонт и последующую льготную аренду для медицинских кабинетов, за полтора года на торгах было реализовано 36 нежилых помещений на первых этажах нежилых домов.

Дмитрий Ильин

Дорожное строительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: