Главная / Статьи

Парадный фасад для реки

Вчера на заседании столичного правительства главный архитектор города Сергей Кузнецов отчитался о готовности к проведению конкурса на разработку концепции развития берегов Москвы-реки.

Мировая урбанистика свидетельствует: вода в городе является самой большой ценностью и с точки зрения экологии, и с точки зрения транспорта, и с точки зрения визуальной, пояснил главный архитектор. В столице река скрыта за промзонами или обильным транспортным потоком. Эту ситуацию давно пора менять.

- Есть такой эффект, особенно на юго-востоке Москвы: вы будете рядом с рекой, но даже не догадаетесь об этом, - продолжил мысль Сергей Кузнецов. - Идет линия гаражей, за ней - помойка, и вы просто не понимаете, что рядом река. Благоустроенная береговая зона реки повысит инвестиционную привлекательность прилегающих территорий. Пример этой тенденции - бывшая промзона «ЗиЛ», где возводят комфортный и современный квартал, территория бывшего Тушинского аэродрома, где строится стадион «Спартак». Таких крупных инвестпроектов сейчас всего около десятка.

- Благоустроенная река нами сегодня трактуется как центральная, парадная городская улица, а у улицы должен быть парадный фасад, - продолжил мысль главный архитектор. - Если смотреть на центр города, этот фасад существует. Кое-где он существует и на других берегах, однако процент таких участков невелик. Пора увеличить количество новых мостов, причалов, расширить транспортную функцию главной водной артерии столицы.

- Сейчас по Москве-реке проезжают 1,2 миллиона пассажиров в год, впрочем, большая часть поездок - даже не пассажирские, а туристические, рекреационные, - добавила директор НИиПИ Генплана Москвы Карима Нигматулина. - Если смотреть с точки зрения грузов, то по реке перевозят около 60 миллионов тонн в год.

По словам главы НИиПИ Генплана, в прежние времена эти показатели были более значительными, то есть потенциал в этом направлении есть.

Для того чтобы понять, какой должна быть современная река в современном городе, и объявляется конкурс.

- В нем, - пояснила Карима Нигматулина, - могут участвовать и зарубежные, и отечественные команды архитекторов.

Конкурс будет проходить в два этапа. Специальный сайт откроют 1 августа - это фактически будет означать начало приема заявок от потенциальных участников. После этого комиссия - по портфолио - отберет шесть команд. Они будут участвовать во втором этапе, который стартует 22 сентября: прошедшим в финал архитекторам раздадут техзадание. А уже 4 декабря каждая из команд представит свое видение Москвы-реки.

Финалисты получат за работу по 4 миллиона рублей, а команда победителей - 10 миллионов.

Справка

В апреле 2015 года будет озвучена Программа развития территорий Москвы-реки до 2035 года и конкретные проектные предложения на первые 10 лет. Концепция развития территорий, прилегающих к Москве-реке, должна включать в себя и такие масштабные городские проекты, как комплекс «Москва-Сити», парк имени Горького и Воробьевы горы, Крымскую набережную, парк «Зарядье», а также территории ЗиЛа и Нагатинской поймы.

В частности, вдоль реки планируется создать новые рекреационные зоны. На месте пустырей и заброшенных промышленных предприятий появятся парки и пляжи, детские игровые площадки и спортивные объекты, жилые районы и многофункциональные комплексы.

Организатором конкурса выступит ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы», а заказчиком - Москомархитектура.

МАРАТ ХУСНУЛЛИН, ЗАМЕСТИТЕЛЬ МЭРА ПО ВОПРОСАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

В 30-х годах занимались обустройством гранитных набережных Москвы-реки, и они стали визитной карточкой города. Мне кажется, мы сейчас должны сделать следующий этап в развитии, чтобы это было визитной карточкой на ближайшие сто лет. Сегодня река используется и как транспортная артерия, и для прогулок, но мы бы хотели расширить эти функции. Необходимы дополнительные причалы и набережные.

Августин Северин

Градостроительство, Сергей Кузнецов

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: