Главная / Статьи

От «Сокольников» до «Солнцева» по прямой

Недавно московская мэрия объявила конкурс на оформление двух новых станций метрополитена - «Солнцевская» и «Новопеределкино» Калининско-Солнцевской линии метрополитена.

Десять лучших дизайн-проектов широкой публике представят в конце августа, а 13 ноября профессиональное жюри выберет работы, которые будут реализованы. Уже за первые девять дней с начала приема заявок было зарегистрировано свыше 240 участников. Среди претендентов не только россияне, но и архитектурные бюро Литвы, Германии, Дании, Армении. Вполне понятно, престижно внести и свой вклад в оформление Московского метрополитена, признанного самым красивым в мире. Но и требования к проектам высоки не только в отношении художественного уровня. Знаменательно, что конкурс, который можно назвать международным, объявлен в преддверии знаменательной даты в истории столичного метрополитена - в будущем году он отметит свое 80-летие.

Перегрузки противопоказаны

Под землей выросла сложнейшая транспортная инфраструктура. Начавшись в 1935 году с одной ветки от «Сокольников» до «Парка культуры», Московский метрополитен сегодня - это 194 станции на линиях общей протяженностью 325,9 километра. Ежедневно в среднем столичная подземка перевозит более 7 миллионов пассажиров, а в будние дни этот показатель превышает 9 миллионов. Начальник Московского метрополитена Иван Беседин, подводя на недавнем брифинге итоги работы этой важнейшей городской службы за первое полугодие, сказал, что за минувшие шесть месяцев пассажирами метро стали 1 миллиард 202 миллиона 300 тысяч человек. По всем 12 линиям подземки прошло 1 миллион 891 тысяча 289 поездов, это на 78 889 больше, чем в прошлом году. Среднестатистический пассажир за одну поездку преодолевает 14 с половиной километров.

Цифры впечатляющие, если лишь ограничиться их констатацией. С таким количеством пассажиров, которое перевозит московское метро, не может сравниться ни один метрополитен мировых мегаполисов. Между тем крупнейшая транспортная система города работает в условиях чрезмерных перегрузок. Больше половины станций метро испытывают суммарную суточную нагрузку более 50 тысяч пассажиров, а станции «Выхино», «Юго-Западная», «Новогиреево», «ВДНХ», «Кузьминки», «Речной вокзал», «Тушинская», «Щелковская», «Китай-город» - до 150 тысяч. Дефицит провозной способности особенно остро ощущается в час пик, когда норматив 4,5 человека на квадратный метр значительно превышается, создавая дискомфорт для поездки пассажиров. И именно на решение этой проблемы - сделать самый скоростной городской транспорт не только доступным, но и более комфортным - направлена принятая правительством программа развития столичного метрополитена. Она включает строительство новых и продление действующих линий, обустройство новых пересадочных, разгружающих центр контуров, модернизацию и обновление самой технической базы метрополитена, оснащение действующих и вводимых линий новым современным подвижным составом.

К 2020 году программой предусмотрено строительство более 160 километров новых линий и 78 станций (из них 12 уже открыты), что обеспечит «шаговую доступность» к станциям для 93 процентов жителей Москвы. Существует грандиозный проект, предусматривающий строительство линий метро за Московской кольцевой автодорогой. Сейчас МКАД пересекают уже четыре линии: Арбатско-Покровская, Таганско-Краснопресненская, Калининско-Солнцевская и Бутовская. За пределы МКАД устремится и Кожуховская линия, от «Ферганской улицы» до «Некрасовки». Метро придет и в район Коммунарки, строительством этого участка займутся китайцы.

А Сокольническая линия от станции «Юго-Западная» через «Тропарево» и «Румянцево» дойдет до станции «Саларьево» на новую «замкадную» территорию Москвы уже в конце этого года.

Исключая «человеческий фактор»

На всех вводимых ветках будут курсировать вагоны нового поколения. Обновляется подвижной состав и на действующих линиях. По словам руководителя Мосметрополитена, в ближайшие годы он будет полностью заменен на четырех линиях. Заключен контракт на поставку 830 вагонов так называемой 760-й серии. Сегодня ими полностью оснащена действующая Калининская линия. По мере ее продления они пойдут и в сторону Солнцева. В первом полугодии метрополитен получил 88 новых вагонов, которые обрели прописку в электродепо «Владыкино», обслуживающем Серпуховско-Тимирязевскую линию. До конца года транспортный парк этого депо пополнится еще 176 вагонами.

Кроме того, в ближайшее время метрополитен объявит тендер на закупку 1500 принципиально новых вагонов. В 2016 - 2023 годах они обновят самые напряженные, перевозящие более миллиона пассажиров линии: Замоскворецкую, Таганско-Краснопресненскую, Калужско-Рижскую. В будущем году на линии выйдут поезда с автоматической системой управления, серьезно упрощающей нелегкий труд машиниста. Такие составы начнут курсировать на Кольцевой, Калининской и Серпуховско-Тимирязевской ветках. Режим автовождения не только устраняет ошибки, связанные с пресловутым «человеческим фактором», но и позволяет серьезно снизить расход электроэнергии.

«Зайцев» узнают в лицо

На создание комфортных условий направлена и тарифная стратегия метрополитена, ориентированная на пользование так называемыми «длинными» билетами. Сегодня количество продаж в кассах при росте в 2,1 процента сократилось почти на 25 процентов, а значит, уменьшились и очереди за ними. Все популярнее становятся продажи билетов на большое количество поездок. Например, продажа билетов на 60 поездок выросла на 57 процентов, а «электронного кошелька» на 30 дней - на 60 процентов. Всего же пассажирам было продано 121,9 миллиона проездных билетов и услуг на транспортных картах.

Сегодня стоит задача увеличить количество точек продаж билетов для поездки в метро. В перспективе в городе их должно появиться более 10 тысяч, и разместятся они также в магазинах, отделениях банков, салонах связи. Проездные можно будет купить и через Интернет.

Кстати, всемирная сеть обещает охватить весь метрополитен. Так, с 1 июля пассажиры Люблинско-Дмитровской линии могут пользоваться бесплатным беспроводным доступом в сеть. Таким образом, услугами Интернета смогут воспользоваться пассажиры пяти линий: Кольцевой, Каховской, Калининской, Сокольнической и Люблинско-Дмитровской.

Продолжая тему оплаты проезда, Иван Беседин не обошел вниманием и «зайцев» - жить им приходится все труднее. Службой безопасности в первом полугодии возвращены к оплате проезда 317 тысяч 109 человек. Привлечены к ответственности за безбилетный проход 86 тысяч 840 человек. Им пришлось заплатить штрафов на общую сумму 103 миллиона 314 тысяч 500 рублей. Ставится задача сформировать свою картотеку «зайцев». «Будем, - пояснил начальник метрополитена, - их фотографировать, вычислять при следующем проходе». Специалисты разрабатывают систему интеллектуального видеонаблюдения, которая еще серьезней усложнит жизнь безбилетным пассажирам и другим нарушителям. К ним относятся и те граждане, которые пытаются для прохода в метро неправомерно использовать социальные карты.

Диагноз ставит «Синергия-1»

Главное в работе метрополитена - безопасность. Ежегодно к ее обеспечению привлекаются все новые разработки промышленности. Так, недавно свой первый день рождения отметил диагностический комплекс «Синергия-1», проходивший опытную эксплуатацию в депо «Красная Пресня». Это единственный в России вагон-лаборатория, чья чувствительная современная аппаратура позволяет буквально насквозь видеть состояние инфраструктуры метро, оперативно контролировать состояние пути и прочих коммуникаций, систем энергоснабжения, сигнализации, связи. Обследовано 8200 километров пути, удалось выявить 262 дефекта, что позволило ремонтным службам быстро их устранить.

Нина Баталова

Метрополитен

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: