Главная / Статьи
27 декабря 2012 г. 14:57, Градостроительная политика

"Нужно возродить среду обитания"

Сергей Кузнецов о новых подходах к вопросам качества жизни.

В 2012 году в столице появился новый главный архитектор - 35-летний Сергей Кузнецов. О задачах, стоящих перед городом, и возможностях их реализации, о мастер-плане и дизайне городской среды первый заместитель председателя Москомархитектуры и главный архитектор столицы Сергей Кузнецов рассказал в беседе с корреспондентом «Московской перспективы» Евгением Калининым.

Сергей Олегович, какие городские проблемы вы считаете наиболее острыми?

– Прежде всего урбанистические, касающиеся дизайна городской среды, планирования. Очень много недостроя, влияющего на облик города. Ситуация вышла за рамки чисто архитектурной. Целый ряд проблем находятся на стыке благоустройства и архитектурных решений. Город испытывает острый дефицит общественных, пешеходных пространств. Удручает огромное количество кондиционеров на фасадах, уродующих внешний вид зданий. Серьезная проблема – низкое качество реализуемых проектов. Я убежден, что раздражение людей в значительной степени возникает из-за низкого качества современного зодчества. Рядом с памятниками появлялись ужаснейшие постройки, разрушавшие сформированные ими образы. Общественность справедливо напрягается, когда архитекторы пытаются бездумно внедриться в объекты культурного наследия.

Что вы имеете в виду, когда говорите о качестве архитектуры?

– Считаю, что прежде всего здание должно правильно стоять и лишь потом – правильно выглядеть. Для этого проект мало грамотно разработать, его нужно реализовать в том виде, в котором он задуман. Есть большое количество идей, великолепно реализованных в проектах, но загубленных на стадии исполнения. Чтобы поднять уровень создаваемых объектов до мирового, необходима грамотная реализация идеи на каждом этапе – архитектурном, проектном, строительном. По большому счету нужна четко выстроенная идеология.

Кто займется ее выработкой? Какой она должна быть в вашем понимании?

– В Москве огромный горизонт того, над чем необходимо работать. В городе не выстроена логика совмещения пешеходных, транспортных и зеленых зон. На большей части города ты попадаешь в кутерьму каких-то ненужных событий, мельтешения машин, людей, рекламы. Я очень люблю, например, парк Хай-Лайн в Манхэттене, обустроенный над поднятой над городом бывшей железной дорогой. Это пешеходное пространство не пересекается с потоками машин, можно спокойно пройти и проехать – удобно и хорошо. Во всех европейских городах интересны центральные улицы, являющиеся пешеходными бульварами. В Москве есть Бульварное кольцо, но пройти по нему свободно, минуя потоки, невозможно. Поэтому оно воспринимается не как единое целое, а как автономные зеленые участки.

Чего не хватает москвичам в плане комфортности проживания?

– Город, комфортный для жизни, – тот, где доступен любой сервис, необходимый жителям в течение суток. Это отлаженная и ненавязчивая культурно-рекреационная среда. Здесь можно провести время, погулять с семьей, друзьями. Это удобное место работы. В этом отношении наша столица проигрывает многим городам. Но шаги правительства Москвы, безусловно, позитивны. Успешным крупным проектом стал Парк культуры и отдыха им. А.М. Горького. Еще один момент. Лондон, Берлин, Париж застроены соразмерно человеческому масштабу. Поэтому люди со всего мира стремятся там жить. В Москве получить такой эффект можно. Но прежде нужно возродить разрушенную среду обитания и лишь потом пытаться создать на ее фоне что-нибудь яркое и индивидуальное.

С нынешним качеством жилой застройки уместно говорить о комфорте?

– Любой проект оценивается сначала с точки зрения комплексности застройки, в том числе и жильем. В центре города жилья остро не хватает, но ни в коем случае не типового. Кстати, подготовлена программа реконструкции фасадов типовых домов, которая охватывает примерно 12 тысяч зданий. Это способ оживить, облагородить существующую застройку, где каждый дом будет иметь свою цветовую гамму.

Потребности, о которых вы говорите, будут отражены в мастер-плане?

– Прошло менее двух лет после утверждения действующего Генплана столицы, но уже назрела необходимость в его корректировке и актуализации. Чтобы подобного не происходило, помимо Генерального плана города Москве необходим мастер-план, обеспечивающий увязку идеологии строительства с экономикой.

Какой помощи вы от него ждете?

– Мастер-план позволит комплексно решать проблемы города. Одним из принципов планирования должно стать полицентрическое развитие города. Центры активности будут появляться как в старых, так и в новых границах Москвы. При разработке мастер-плана сначала осознают, чего не хватает городу. Затем ставят задачи по реализации конкретных идей, а в конце разработают методы их решений.

Придется распутывать целый клубок проблем.

– Проблем в действительности очень много. Это и маятниковая миграция населения, усугубляющая транспортную ситуацию, и отсутствие комфортной и функциональной среды в периферийных частях города, и дисбаланс между общей плотностью застройки и плотностью дорожной сети. Перепланировку и освоение ждут расположенные в центре промышленные зоны. Здесь должны появиться парки развлечений, жилые дома, кафе, магазины, офисы. Первые 16 проектов промзон будут утверждены до конца этого года.

Что будет с исторической частью города?

– Пришло понимание, что строительство в прежних масштабах на этих территориях уже невозможно. Они серьезно переуплотнены и имеют ограниченные возможности в плане развития транспортной инфраструктуры. Вместе с тем основную долю застройки здесь составляют ветхие дома. Задача мастер-плана – при ограничении нового строительства и плотности населения сосредоточиться на реконструкции и реставрации имеющихся зданий. Также будет выравниваться диспропорция между недостаточно развитыми и элитными территориями.

Какие изменения ожидают спальные районы?

– В столице больше не будут сооружать традиционно спальные районы, такие как Бутово, Черемушки, Марьино. Это неправильный формат проживания человека.

Какие дорожно-транспортные задачи будут ставиться перед разработчиками мастер-плана?

– Это самые сложные задачи. Принято решение о строительстве 150 км линий метрополитена. Существующие железные дороги вовлекут в систему городского транспорта. С этой целью планируется построить дополнительно еще 220 км железнодорожных путей. Будут возводиться мощные транспортно-пересадочные узлы. Улично-дорожная сеть продолжит развитие в основном за счет расширения дорог, поскольку строительство новых обходится бюджету слишком дорого.

На ваш взгляд, справятся ли с новыми задачами проектные институты, домостроительные комбинаты?

– Проектировщики должны перейти на новые принципы проектирования жилых кварталов, чтобы устранить инфраструктурный дисбаланс и сделать массовую застройку более разнообразной. В погоне за квадратными метрами более полувека институты проектировали, а домостроительные комбинаты строили безликие спальные районы. Город пока не может отказаться от строительства панельных домов. Они нужны для реализации жилищных программ. К тому же ДСК – это огромные производственные мощности, тысячи рабочих мест и серьезный сектор столичной экономики. Однако, чтобы и впредь работать по горзаказу, им придется закупить современное оборудование и освоить новые технологии.

Будут ли сносить неудачные здания?

– Пока нет. Но как только появится возможность построить за счет сноса ветхого строения в жилом квартале офис или магазин, с удовольствием будем это делать.

Что пожелаете строителям, проектировщикам и архитекторам в канун Нового года?

– Хочется пожелать моим коллегам стабильной работы, интересных творческих проектов, оптимизма и душевной гармонии. Счастья, благополучия, здоровья, успехов в труде. Пусть наступающий год действительно станет годом добрых перемен.

Евгений Калинин

Градостроительство, Прямая речь, Москомархитектура

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: