Главная / Статьи

Новую Москву на новые рельсы. Приоритеты транспортного развития присоединенных территорий

Стройкомплекс Москвы выявил три слагаемых успешного инфраструктурного развития присоединяемых территорий. Это бессветофорные магистрали и дублеры МКАД, метро и железные дороги.

Сроки создания транспортного каркаса будут зависеть от скорости и интенсивности освоения новых земель, а также от возможностей городского бюджета.

Пока что власти планируют ежегодно инвестировать во все транспортные проекты порядка 200 млрд рублей. По предварительным прогнозам, к 2025 году население новой Москвы может вырасти с нынешних 230 тыс. до 2,5-3 млн человек. Как они будут добираться до центра города, решалось на выездном транспортном штабе в ЮЗАО, который провел заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Дороги

Основной транспортной артерией новых территорий станет Калужское шоссе. Росавтодор планировал сделать его 8-полосным с устройством четырех развязок, но столичные власти решили усовершенствовать существующий проект. В новом варианте шоссе становится 10-полосным, появляются обходы нескольких населенных пунктов, а также 9 развязок. Реконструкцию 29,3 км предполагается провести в четыре этапа. «Немного не доходя до МКАД, магистраль будет переходить в 4 полосы и уходить влево на Киевское шоссе, с которого будет обеспечен выезд на Ленинский проспект», - рассказал Марат Хуснуллин. К реконструкции Ленинского проспекта стройкомплекс планирует приступить уже в этом году. Вылетная дорога станет бессветофорной от площади Гагарина, на ней появятся выделенные полосы для общественного транспорта. Глава стройкомплекса уточнил, что по Калужскому шоссе рассматривается вариант строительства выделенной полосы посередине дороги: «Международный опыт показывает, что по такой полосе возможно перевозить до 15 тыс. пассажиров в час. Это сопоставимо с легкорельсовым транспортом».

Кроме того, в зоне между ЦКАД и МКАД запланировано строительство трех поперечных направлений, которые должны соединить Калужское и Симферопольское шоссе, в том числе дороги Солнцево - Бутово (с дальнейшим продолжением до Видного) и магистрали между аэропортами «Внуково», «Остафьево» и «Домодедово». По словам представителя Москомархитектуры, плотность и протяженность этих дорог будет определена после разработки концепции новых территорий. Одно из этих направлений может быть совмещено с прохождением линии легкого рельсового транспорта, которая соединит аэропорты «Внуково» и «Домодедово». Еще одной поперечной связкой на новых территориях является ЦКАД. Марат Хуснуллин сказал, что на недавнем совещании в Минтрансе было принято решение ускорить строительство юго-западного участка этой магистрали, ввод которого намечается на 2018 год. «Помимо крупных проектов мы также смотрим мелкие связки между микрорайонами. Они небольшие по расстоянию и недорогие по деньгам, но важные для удобства жителей. Таких дорог сейчас проектируется порядка десяти», - уточнил глава стройкомплекса.

Что до остальных транспортных артерий новой Москвы, то по сравнению с другими направлениями они находятся в более-менее приличном состоянии. Реконструкция Боровского и Киевского шоссе была проведена еще во времена Юрия Лужкова. Варшавское шоссе внутри Москвы активно реконструируется, чтобы принять на себя дополнительные транспортные потоки. Его главный ход предполагается открыть уже в этом году, боковые проезды и переходы в первом квартале 2013-го. Профсоюзную улицу тоже ждет реконструкция, но из-за плотности застройки она не такая масштабная, как на других магистралях. Тем не менее там обещают построить развязку перед МКАД, которая снимет пробку на выезде из столицы.

Метро

Обслуживать жителей новой Москвы, по планам проектировщиков, должны четыре ветки подземки, две из которых строятся в прежних границах мегаполиса. Во-первых, это новый участок Калужско-Рижской линии «Новоясеневская» - «Лесопарковая» - «Старокачаловская» протяженностью 4,5 километра. Работы были начаты в 2011-м, срок завершения и сдачи - декабрь 2013 года. Во-вторых, юго-западный участок Третьего пересадочного контура (ТПК) от станции «Кунцевская» до станции «Каховская» длиной порядка 30 километров. В Москомархитектуре уточняют, что сейчас начинаются работы по трассировке ветки, ввод в эксплуатацию запланирован на конец 2018 года.

Непосредственно в новую Москву уйдет продолжение Сокольнической линии от станции «Юго-Западная» через Тропарево до Румянцева, где уже стоят офисные и торговые центры, а также жилые микрорайоны. В дальнейшем эту ветку предполагается продлить до «Солнцево», а также до станции «Бунинская аллея» Бутовской линии. Еще один радиус стартует от «Проспекта Вернадского», который станет одной из пересадочных станций ТПК, и вдоль Калужского шоссе опять-таки дойдет до «Бунинской аллеи». На этой ветке запроектирована остановка с условным названием «Парламентский центр», однако Марат Хуснуллин уверяет, что пока ни о каком переезде парламентариев речь не идет.

«В районе Коммунарки закладывается территория под административно-деловой центр, чтобы там были рабочие места и офисы, - поясняет заммэра. - Если примут решение о размещении там Парламентского центра или каких-то других ведомств, площадка будет подготовлена. Не примут - все равно будем заниматься ее развитием». Рабочие места как воздух нужны на окраинах, чтобы изменить поток движения пассажиров. Если в ближнем поясе будут работать порядка миллиона человек, столичные власти готовы ускорить строительство уже запланированных веток (например, участок «Проспект Вернадского» - «Бунинская аллея» может быть сдан в 2017 году вместо 2019-го) и провести дополнительные радиусы от ТПК. «Но глубоко заходить в новые территории экономически нецелесообразно. На периферии упор должен быть сделан на железнодорожный транспорт», - подчеркивает Марат Хуснуллин.

Железные дороги

Электрички в новой Москве должны ходить если не в режиме метро, то максимум через 5-7 мин в часы пик, а чтобы этого добиться, придется строить дополнительные главные пути на Курском и Киевском направлениях МЖД. Работа будет не из легких, поскольку в пределах старой Москвы рельсы придется прокладывать по плотно застроенным территориям. «Уже ведется работа по освобождению площадок, подготовке проектно-сметной документации», - говорит Марат Хуснуллин. Соединительная линия между Киевским и Курским направлениями в существующей схеме развития Московского железнодорожного узла не предусматривается, зато есть планы по устройству двух новых вокзалов, которые при необходимости можно будет соединить либо железнодорожными путями, либо легкорельсовым транспортом. Трасса и места присоединения пока детально не определены, однако ориентировочно вокзалы появятся в Лесном городке (Киевское направление) и Щербинке (Курское направление). Кроме того, планируется облагородить железнодорожные переезды, перед которыми, особенно в летний сезон, традиционно скапливаются гигантские пробки. Первой на очереди стоит все та же Щербинка.

В какую сумму выльется создание транспортного каркаса новой Москвы, еще неизвестно. Сергей Собянин на встрече с журналистами заявил, что на первоочередные мероприятия понадобится 30 млрд рублей. Независимые эксперты делают подсчеты в долларах. В частности, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИИУ ВШЭ Михаил Блинкин оценивает транспортное обеспечение присоединяемых территорий в 19 млрд долларов в эконом-классе и 32 млрд в комфортном варианте. В эту стоимость входит строительство двух крупных магистралей ($6 млн за км), УДС с плотностью, характерной для срединной части Москвы ($2 млн за км), двух рельсовых линий ($5 млн за км) и городского фривея к административному центру ($3,5 млрд за 20 км). Марат Хуснуллин на объезде заявил, что в течение пяти лет столичные власти собираются выделять на дорожно-транспортное строительство порядка 200 млрд руб. ежегодно, 100 млрд из них будут ежегодно уходить на метрополитен. В какой пропорции эти суммы предполагается делить между старыми и новыми территориями, пока не сообщается.

Елена Егоршина

Новости города, Развитие метрополитена, МЖД, Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: