Главная / Статьи
13 декабря 2012 г. 16:23, Градостроительная политика

Новое "Зодчество"

XX Международный фестиваль архитектуры "Зодчество-2012" прошел в Центральном выставочном зале "Манеж" с 11 по 12 декабря. "Новое!" - такой стала тема юбилейного смотра в этом году.

Открыл мероприятие заместитель мэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин. «От имени мэра хочу поздравить всех с началом работы этого фестиваля. В 2012 году он имеет особое значение, поскольку празднует юбилей - Союз архитекторов организовывает смотр в 20-й раз. Выставка, представленная на фестивале, отличается своей оригинальностью, так как в ней приняли участие представители из многих регионов России и стран мира», - сообщил М. Хуснуллин.

Заммэра отметил, что в этом году произошло эпохальное событие - территория Москвы увеличилась на 148 тысяч гектаров. «В связи с этим возникла потребность в новом Генеральном плане, новых архитектурных концепциях. Мы провели конкурс «Большая Москва» и сегодня вручим награды финалистам и победителям», - сказал М. Хуснуллин.

Сразу после церемонии открытия главного архитектурного фестиваля страны на сцену поднялись участники международного конкурса на разработку концепции развития Московской агломерации. Несмотря на то что итоги конкурса были подведены еще в сентябре, награждение победителей приурочили к открытию юбилейного фестиваля.

Дипломы победителей Марат Хуснуллин вручил представителям французской архитектурной мастерской Antoine Grumbach et Associes и американской команде Urban design associates. Французы победили сразу в двух номинациях - развитие Московской агломерации и «Большой Москвы», американцы стали лучшими по проекту формирования административно-делового центра на присоединенных территориях.

Остальные архитектурные бюро из Италии, Нидерландов, Испании, Франции и России получили дипломы финалистов. Все команды, принявшие участие в конкурсе, стали обладателями памятных призов от столичного правительства - статуэток Георгия Победоносца.

«После присоединения новых территорий нам потребовалось переосмыслить всю градостроительную модель развития мегаполиса, поэтому мы провели конкурс среди урбанистов со всего мира. На участие было подано более 60 заявок, из которых экспертная группа выбрала только десять. Впоследствии число участников сократилось до девяти - одна из команд выбыла из участия в конкурсе», - рассказал М. Хуснуллин.

Он подчеркнул, что этот конкурс имел колоссальное значение для Москвы: «Усилия всех команд и профессионального сообщества российских архитекторов позволят сделать нашу столицу комфортным, достойным мирового уровня мегаполисом».

Все проекты, подготовленные девятью командами-участницами конкурса, заняли центральную экспозицию на выставке «Зодчество-2012». Демонстрация результатов международного конкурса «Большая Москва» стала одним из главных событий фестиваля.

Продолжила программу выставка «20 лет: по-прежнему вместе». В ее рамках состоялось подписание четырехстороннего договора о сотрудничестве между Союзами архитекторов Белоруссии, Казахстана, Украины и России. Представители архитектурного сообщества четырех стран пришли к выводу о необходимости совместного участия в разработке нормативной документации в сфере градостроительства. «Мы будем информировать друг друга о ходе разработки законодательной базы. Также мы договорились о взаимном признании таких документов, как квалификационные аттестаты архитекторов», - сообщил президент Союза архитекторов России Андрей Боков.

Во второй день фестиваля представители архитектурного сообщества собрались в «Манеже» для участия в научно-практической конференции «Новое и старое в современном городе». Участники круглого стола обсуждали подходы к добрососедству старой и новой архитектур на просторах нашей страны и в Москве в частности. Одну из самых интересных тем на конференции поднял вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук Илья Лежава: он высказал мысль о том, что сегодня, в стремительно развивающемся мире, сложно прийти к единому представлению об архитектурном вкусе, ведь каждое новое поколение видит в памятниках культуры что-то свое. «И у кого спрашивать, что красиво, а что нет, - у меня или у моей внучки?» - этим вопросом задавался академик.

Всего в 2012 году на фестиваль «Зодчество» приехали архитекторы из десяти регионов России, в том числе из Санкт-Петербурга, Казани, Вологды и Хабаровска. Перед посетителями «Манежа» оказались традиционные сборные экспозиции архитектурных мастерских, молодых проектировщиков и учащихся художественных школ. Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства представил стенд с результатами конкурса на лучший проект доступного жилья. Победителями стали проектные бюро из города Мытищи Московской области и Новосибирска.

Главной интригой фестиваля стала экспозиция «Русское идентичное», кураторами которой являлись архитекторы Андрей и Никита Асадовы. В центре одного из павильонов посетители могли увидеть огромное бревно, над которым усердно трудились мастера резьбы по дереву. По замыслу авторов, на бревне должна была появиться хронологическая шкала, отражающая основные этапы развития отечественной архитектуры.

Что же касается дизайна павильонов и стендов «Зодчества-2012», они привлекли внимание посетителей «Манежа» не меньше, чем работы участников. Эскизы конструкций, обмотанных оранжевыми лентами, - идея архитекторов Влада Савинкина и Владимира Кузьмина - выглядели свежо и оптимистично.

Но фестиваль «Зодчество» интересен не только своей экспозицией. Ежегодно его организаторы проводят конкурсы на лучшее печатное издание и лучший фильм об архитектуре, а также оценивают самые яркие проекты и постройки российских архитекторов. Международное жюри фестиваля (таким оно было впервые) отдало предпочтение командам из Архангельска, Кирова, Санкт-Петербурга, Казани и Владикавказа. Среди студенческих работ большую часть призов получили молодые архитекторы из Вологды.

Завершала программу смотра церемония вручения Гран-при Российской национальной премии в области архитектуры - «Хрустальный Дедал» и премии Владимира Татлина (русского художника-конструктивиста). Гран-при получил руководитель архитектурной мастерской «Студия 44» Никита Явейн. Его проект - Дворец творчества школьников в Астане - стал лучшей постройкой года. А звание лучшего проекта года и премия Владимира Татлина были присуждены архитектурной концепции Российского центра науки и культуры в Кабуле, разработанной архитектурно-проектным бюро «А.Лен».

Дарья Хоменко, собственный корреспондент

Конкурсы

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: