Главная / Статьи

Никакого сравнения с Рио-де-Жанейро!

Строители России обычно подводят итоги не в конце года, а в середине – в преддверии Дня строителя, который отмечается во второе воскресенье августа. Время удобное – объекты первого полугодия уже сданы, объекты второго достраиваются. Так что можно и результатами похвастаться, и планами поделиться. Тем более что нынешний год у московского Стройкомплекса юбилейный – двадцать пять лет!

Краткие итоги этой четверти века: построено 80 млн квадратных метров жилья, 439 школ, 834 детских садика, 100 километров метрополитена.

Новые станции будут европейскими

По словам исполняющего обязанности заместителя Мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина, еще два года назад не было ни концепции, ни проектно-сметной документации по строительству и реконструкции столичного метрополитена. Сейчас концепция есть: основные силы брошены на юго-западное и юго-восточное направления. В этом году вводятся три новых участка: в Жулебине, продление Бутовской линии в Ясеневе и первый этап строительства Солнцевской линии от станции «Парк Победы» до «Делового Центра».

- Метро в Солнцеве ждали 18 лет, сказал Марат Хуснуллин на состоявшейся недавно пресс-конференции. – И уже принято решение пойти дальше, до Рассказовки. А в будущем, возможно, – и до Внукова. Пока этот вопрос окончательно не решен, но от Рассказовки до Внукова рукой подать – всего четыре километра.

Сейчас на строительстве метрополитена работают 17 проходческих щитов. С их помощью можно прокладывать линию по европейским стандартам. В России метро «одинарное» – один тоннель, одни рельсы. Встречный поезд за толщей земли не видно и не слышно. В Европе принято строить по-другому: там прокладывается широкий тоннель, и в нем два пути. Это, конечно, проще и дешевле. Да и безопасней: в случае аварии эвакуировать пассажиров по широкому тоннелю проще. Однако это требует принципиально иной планировки станций: две платформы, соединенные переходом, а пути проходят между платформами.

По словам Марата Хуснуллина, «по-европейски» скорее всего будет строиться третий пересадочный контур. А вот продление старых веток пока делают по старинке, потому что не очень понятно, как присоединять широкие двухколейные тоннели к старым однопуткам.

Комфортно и удобно

Прежде чем строить новое – надо очистить старое. Правительство Москвы провело ревизию инвестиционных контрактов и отменило те, реализация которых ухудшила бы ситуацию в городе. А это около 11 млн квадратных метров недвижимости, жилой и нежилой!

- Мы провели большую работу по ревизии ранее выданных ГПЗУ (градостроительных планов земельного участка. – Я. М.), – рассказал Марат Хуснуллин. – Фактически в ручном режиме пересмотрели всю градостроительную политику города. И в результате на сегодняшний день мы имеем: выданных ГПЗУ – 34 млн квадратных метров, выданных разрешений на строительство объектов – 42 млн квадратных метров, проектов планировки с потенциалом – порядка 20 млн квадратных метров и общий потенциал на старой новой территориях – около 200 млн квадратных метров.

Слова «на старой и новой территориях» стоит подчеркнуть особо. Дело в том, что старый Генплан также предполагал строительство тех же самых 200 млн квадратных метров, но – в границах старой Москвы! Это в дополнение к уже имеющимся 400 миллионам, то есть фактически столица должна была уплотниться в полтора раза. «Нам удалось развести этот объем строительства на большую территорию, что, безусловно, сделает наш город более комфортным и удобным», – пояснил Марат Хуснуллин.

Москва ближайшего будущего перестанет быть центробежной, когда цена и престиж возрастают по мере приближения к Кремлю, и людские потоки каждый день двигаются от окраин города к центру и обратно. На новых территориях столицы определены 12 точек экономического роста – каждая по размеру похожа на среднестатистический российский город.

Дороги, дороги...

Основной объем строительства в столице сейчас приходится на транспортную инфраструктуру. И это далеко не только метро! Сегодня в столице активно строятся более сотни дорожных объектов. Это и вылетные магистрали – в этом году предполагается сдать четыре из восемнадцати. Раньше срока открылись развязка на пересечении Ленинградского шоссе, эстакады на Рублевском и Ярославском шоссе, завершаются работы на Каширском и Варшавском шоссе. Девять лет строительства Алабяно-Балтийского тоннеля также подходят к концу.

В этом году Стройкомплекс запланировал проложить 70 километров железнодорожных путей – и уже успел проложить 24 километра. В Москве появятся 11 остановочных платформ, 28 искусственных сооружений на железнодорожных путях. По сравнению с прошлыми годами стагнации такое строительство можно смело назвать беспрецедентным.

Маленькие и большие

Однако за всеми этими дорогами и путями строители не забывают о социальных объектах. За прошедшие два года было введено 102 детских садика.

Причем для них придуманы новые типовые решения: на 120, 190 и 280 мест. Особое внимание уделяется фасадам: в них предполагается воплощать близкие детям образы, например фасад, как бы собранный из кубиков-лего или в виде сказочного замка. А внутренняя планировка делается с таким расчетом, чтобы садик могли посещать дети с ограниченными возможностями здоровья.

В планах на 2013 год стоят 36 дошкольных учреждений, 13 школ, 18 объектов здравоохранения и 16 спортивных объектов. Примерно половина этих планов уже реализована.

В ближайшие несколько лет в городе будет построено 50 новых поликлиник – это огромный объем работы, но, как обещал Марат Хуснуллин, строители в сжатые сроки уложатся. Секрет прост: раньше был довольно большой набор разных типовых поликлиник. Сейчас разработано два типа – основной, на 750 посещений за смену, и маленький – на 320.

- За счет стандартизированного набора услуг и помещений все это будет достаточно быстро, – пояснил Марат Хуснуллин. – Большие поликлиники будут выступать как крупные амбулаторные центры с «тяжелым» оборудованием, возможностью провести тщательное исследование. Маленькие поликлиники – для простых случаев, с минимальным набором оборудования и специалистов.

Культура и спорт

Один из знаковых объектов для города – олимпийский комплекс «Лужники».

Этот комплекс построен с таким размахом и впитал в себя столько страстей спортивных фанатов, что стал одним из символов Москвы. И то сказать: крупнейший стадион России и Европы! Комплекс по факту не является памятником архитектуры – для этого он слишком молод. Но воспринимается горожанами именно как памятник. Поэтому известие о том, что «Лужники» не совсем подходят для приема чемпионата мира-2018, всколыхнуло общественность. Но теперь можно вздохнуть спокойно: сносить стадион не будут.

- ФИФА поставила нам условие: на стадионе должны разместиться 81 тысяча зрителей, – пояснил он. – Сначала речь шла о 89 тысячах, а столько «Лужники» при всем желании не вместят. После переговоров и личной просьбы С.Собянина ФИФА приняла решение снизить количество зрителей до 81 тысячи. А при таком количестве сносить «Лужники» не нужно, достаточно немного углубить поле. Полностью с конфигурацией арены определятся в течение четырех-пяти месяцев, сама реконструкция обойдется в 20 млрд рублей.

Сейчас вместимость Большой спортивной арены – 78360 сидячих мест, то есть добавить надо чуть меньше трех тысяч.

Еще один интересный объект – театр «Геликон-опера». Его реконструкция, обещал Марат Хуснуллин, завершится к концу 2014 года. Проблем со зданием было немало. Во-первых, вокруг очень плотная застройка, она сильно мешала проводить работы. Во-вторых, работы затянулись, подрядчики сменились, а проектная документация меж тем безнадежно устарела. Пришлось ее заново делать, снова проводить конкурс и все пересчитывать по новой. «Это будет уникальный театр: историческое здание удалось соединить с новыми технологиями. Мне нравится этот проект», – признался Марат Хуснуллин.

О, Рио, Рио...

«Чтобы понять, как хорошо в Москве, надо обязательно съездить в Рио-де-Жанейро», – считает Марат Хуснуллин. В город голубой мечты Остапа Бендера и. о. заместителя Мэра по градостроительной политике поехал решать спортивные вопросы – на встречу с ФИФА. Именно там прошли решающие переговоры по «Лужникам». Дело в том, что футбольный стадион «Мара кана» располагает всего 73 тысячами мест.

- На мой вопрос, почему им позволили ограничиться таким количеством, мне ответили: были протесты населения против больших бюджетных трат, – объяснил Марат Хуснуллин. – Я ответил: у нас тоже будут протесты.

Но сам город в целом впечатление на московского чиновника не произвел. Жителей столько, сколько и в Москве, – двенадцать млн Но вопреки уверениям великого комбинатора, они вовсе не поголовно в белых штанах. Грязь, теснота и нищета... Разумеется, кроме чисто спортивных вопросов, вели беседы и на профессиональные, строительные темы.

- Они всем Правительством минут сорок мне рассказывали с гордостью, что за последние восемь лет построили 12 километров метрополитена, – вспоминает Марат Хуснуллин. – Я дослушал до конца, а потом сказал: мы только за этот год сдаем 12,5... В Рио потеряли дар речи.

Заявки – только в электронном виде

Чтобы запланировать, построить и сдать любой объект, необходимо оформить кучу бумаг и подать заявления. Сегодня, как сообщил Марат Хуснуллин, все эти услуги доступны в электронном виде. Для всех этапов – начиная с нулевого цикла строительства и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию.

- Я даже не знаю, есть ли в мире еще страна, где бы вся работа проводилась полностью в электронном виде, – сказал он. – Но мы-то готовы, а вот заявлений пока очень мало. Рынок оказался к этому не готов...

Что ж, рынку придется напрячься. Есть распоряжение врио Мэра на этот счет: в течение года все заявки принимать только в электронном виде и выдавать разрешения.

– Рынок никогда не будет готов, если мы его не будем к этому подвигать, – заметил С. Собянин на заседании Правительства. – Если строить готовы, то уж заявочку в электронном виде направить точно смогут.

Яна Маевская

Новости города, Метрополитен, Градостроительство, Марат Хуснуллин, Поликлиники