Главная / Статьи
26 октября 2015 г. 11:43, Градостроительная политика

«Мы сохранили живую ткань города»

Мэр столицы отчитался перед депутатами о своей работе

В прошедшую среду мэр Москвы Сергей Собянин отчитался перед депутатами Мосгордумы о работе за пять лет с момента прихода на этот пост. За это время российскую столицу удалось сделать более удобной для жизни и более конкурентоспособной. И вот что сказал градоначальник.

О градостроительной и инвестиционной политике

За два десятилетия строительного бума город получил тысячи новых зданий, однако заплатил за это большую цену в виде скученности, отставания инфраструктуры, транспортного коллапса. Градостроительная политика нынешнего правительства нацелена на максимальное сохранение сложившейся городской среды, полицентричное развитие и создание новых центров деловой активности за пределами Третьего транспортного кольца. Вместо уплотнительной застройки город перешел к максимальному сохранению сложившейся городской среды.

Городское правительство провело ревизию порядка 1200 ранее заключенных инвестиционных контрактов. Из них 500 контрактов на возведение 21 млн кв. метров уплотнительной и нерациональной застройки расторгли. «Конечно, не все градостроительные ошибки можно было исправить. Тем не менее в результате пересмотра инвестконтрактов мы остановили уплотнительную застройку и сохранили живую ткань города.

Одновременно город предложил инвесторам новые перспективные площадки, в том числе на присоединенных территориях. Расширение границ Москвы полностью оправдало ожидания. Уже сегодня новые территории стали точкой приложения миллиардных инвестиций и дают свыше трети всей вводимой в городе недвижимости – до 3 млн кв. метров в год. Кроме того, новые центры деловой активности формируются в реорганизуемых промзонах, на депрессивных территориях. В результате постепенно снижается ежедневная маятниковая миграция в центр города и обратно.

Улучшается и деловой климат в Москве. Так, за последние пять лет объем инвестиций в экономику столицы вырос в полтора раза. Москва сумела привлечь сотни миллиардов долларов инвестиций.

О транспорте

Тяжелейший кризис транспортной системы города воспринимался многими экспертами как «точка невозврата». Чтобы изменить ситуацию, правительству Москвы пришлось пойти на достаточно жесткие меры. Была ликвидирована хаотичная парковка, создана система платного парковочного пространства. Сегодня можно констатировать, что загруженность дорог снизилась, а средняя скорость движения возросла. Деньги от платных парковок – а это порядка 4 млрд рублей – целевым образом идут на благоустройство улиц и дворов, а также на капитальный ремонт жилых домов в зоне платной парковки.

Одновременно с этим общественный транспорт столицы становится комфортнее, быстрее, чище и доступнее. Так, за пять лет начато строительство 18 новых станций метро, 15 из них уже открылись для пассажиров. Городским транспортом становится железная дорога. Правительства Москвы и Московской области, Минтранс России и ОАО «РЖД» начали строительство дополнительных путей на радиальных направлениях и МКЖД. Уже есть первые результаты: 1 октября открыто движение экспрессов по новому пути Октябрьской железной дороги. В целом за пять лет количество пассажиров на всех пригородных направлениях увеличилось на 40%. Благодаря выделенным полосам выросла скорость и ритмичность движения автобусов и троллейбусов.

Хотя строить дороги в Москве дорого и сложно, правительство нашло резервы для увеличения объемов дорожного строительства за счет максимально экономичных проектов и квалифицированных подрядчиков. Большие работы идут на Новорязанском, Новорижском и Ярославском шоссе, на трассе в аэропорт «Домодедово». В город вошли две новые федеральные трассы – северный обход Одинцова и дублер Ленинградского шоссе.

О коммунальном хозяйстве

Исключение из инвестпрограмм избыточных и нерациональных проектов позволило уменьшить темпы роста тарифов ЖКХ более чем в 1,5 раза и снизить финансовую нагрузку на потребителей. Принято решение о создании полноценных городских управляющих компаний, в нынешнем году завершится организация районных учреждений «Жилищник» с необходимой техникой и легальными работниками, что гарантирует высокий стандарт жилищных услуг.

О качестве среды обитания

Привели в порядок большинство московских дворов и школьных стадионов, благоустроили парковые территории, пешеходные зоны. Во дворах появились дополнительные парковочные места – за пять лет их количество увеличилось в пять раз: с 298 до 892 тыс. Установили почти 3 тыс. детских площадок, 1,5 тыс. детских городков, 804 спортплощадки и 3,5 тыс. тренажеров для занятия воркаутом.

«Ландшафтным ренессансом» уже назвали те колоссальные преобразования, которые произошли в парках. Количество посетителей в них увеличилось на 25 млн человек. Москву стали сравнивать с европейскими городами еще и потому, что появились велосипедные дорожки. Вместе с благоустройством в Москву вернулась, казалось бы, безвозвратно ушедшая мода на отдых под открытым небом. 

О социальной сфере

Электронные очереди уничтожили привилегии, «серые» схемы и коррупцию при зачислении в образовательные учреждения, число дошкольников в Москве выросло в 1,5 раза, все московские дети в возрасте от 2 лет 8 месяцев обеспечены местами в детских садах. 

Создание мощных образовательных комплексов позволило сформировать полноценные педагогические коллективы. Средняя заработная плата учителя выросла на 80% – до 70 тыс. рублей в месяц. 

Финансирование здравоохранения города было увеличено в 1,5 раза, улучшена материальная база, построены новые поликлиники. Чтобы решить проблему нехватки услуг в районах, создали крупные амбулаторные центры. В результате доступность сложных диагностических исследований значительно выросла, а сроки ожидания консультаций узких специалистов в разы уменьшились. Средняя продолжительность жизни москвичей достигла 77 лет.

Об участии москвичей в управлении городом и в капремонте

Система электронных референдумов «Активный гражданин» позволяет проводить городские и локальные опросы и узнавать мнение сотен тысяч горожан. Краудсорсинг привлек тысячи неравнодушных людей к решению городских проблем. На портале «Наш город» жители помогают контролировать работу городских служб.

В 2011–2014 годах провели ремонт отдельных инженерных систем и конструктивных элементов 10,4 тыс. домов. Переход на новую систему капитального ремонта позволит утроить его объемы. Важно, что 4 млн москвичей льготных категорий и малоимущих граждан, включая инвалидов, при этом будут по-прежнему пользоваться адресными льготами и субсидиями. На эти цели из столичного бюджета будет ежегодно выделяться около 10 млрд рублей.

Анна Семенова

Градостроительство, инвестиции

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: