Главная / Статьи

Москве предложено спешиться

Центр Москвы очистят от машин и отдадут пешеходам и велосипедистам. Власти готовят реформу центра столицы.

Облик Москвы должен быть кардинально изменен: центр города – отдан пешеходам и велосипедистам, тротуары расширены, автомобили убраны с набережных, а через реку построены дополнительные пешеходные мосты. Такие выводы содержатся в представленном вчера исследовании известного датского архитектора Яна Гейла, проведенном по заказу Мэрии Москвы.

Врио столичного Мэра С.Собянин предложения в целом одобрил, а чиновники уже заявили, что приступили к реализации отдельных идей господина Гейла.

Исследование компании Gehl Architects, проводившееся в течение полутора лет, было представлено на вчерашнем совете Москвы по общественным пространствам. Напомним, совет из чиновников, архитекторов и экспертов-урбанистов, который определяет внешний облик Москвы, был создан в феврале 2013 года (см. «Ъ» от 15 февраля). Представлявший исследование глава компании Ян Гейл заявил, что в Москве ему нравятся широкие бульвары, разветвленная сеть метрополитена, большое количество набережных и компактная организация города, подходящая для пешеходов. Однако набережные, по словам датского архитектора, заставлены машинами и не благоустроены, а пешеходы имеют низкий приоритет перед автомобилистами и потому передвигаются лишь до ближайшей станции метро.

В исследовании Gehl Architects говорится, что в Москве 93% набережных предназначены для автомобилей (и лишь 7% – для пешеходов), в то время как в Нью-Йорке и Париже эти пропорции распределяются примерно поровну, а в Лондоне пешеходам отдано 76% набережных. Датские специалисты также исследовали, какие места в центре Москвы больше всего нравятся пешеходам: Красная площадь, площадь Белорусского вокзала (с 7:00 до 23:00 их посещает примерно по 64 тыс. человек) и Старый Арбат (42 тыс.). В то время как на Тверской улице исследователи насчитали лишь 25-30 тыс. пешеходов в день, что гораздо меньше, чем на центральных улицах мировых столиц. Так, на Бродвее в Нью- Йорке каждый день оказывается примерно вдвое больше пешеходов, а на лондонской Оксфорд-стрит этот показатель вчетверо выше. «Ваши улицы не для прогулок, поэтому на них мало людей», – считает Ян Гейл. Его также не устраивает нехватка деревьев на улицах, «которая делает город серым», и обилие уличной рекламы, из-за которой невозможно увидеть здания.

В исследовании содержатся рекомендации властям. Центр Москвы предлагается отдать пешеходам и велосипедистам, для чего Мэрии дается совет расширять тротуары, озеленять их и оборудовать как можно больше пеших маршрутов. Так, по мнению господина Гейла, велодорожки должны простираться в радиусе 15 км от Красной площади. Набережные предлагается практически полностью освободить от автомобилей, при этом построив как можно больше пешеходных мостов. «Надо дать возможность туристам и жителям выйти к воде», – подчеркивается в исследовании. В Gehl Architects также предлагают пересмотреть транспортную систему города, отдав наивысший приоритет тем же пешеходам и велосипедистам, за которыми будет следовать общественный транспорт и такси, а личные машины окажутся на последнем месте. Отметим, что Тверская улица в модели господина Гейла выглядит как бульвар, по центру которого пущен скоростной трамвай.

Врио столичного Мэра С.Собянин исследование Gehl Architects в целом одобрил. «Работа нужная, прошу коллег относиться к ней серьезно, и работу эту сделать системной», – заявил он. Ранее и.о. главы НИиПИ Генплана Москвы Карима Нигматулина сообщила, что власти и сами действуют примерно теми же методами, что предлагает Ян Гейл. Однако одобрение исследования может иметь далеко идущие последствия. Так, в феврале 2013 года на первом заседании совета по общественным пространствам был утвержден проект превращения территории у ЦДХ в ландшафтный парк с искусственными водоемами, фонтанами и деревянной террасой, и работы над ним уже начались.

Александр Воронов

Общественные парки и сады

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: