Главная / Статьи

Москва узловая

Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев вышел на большую дорогу - на 33-м километре трассы М-1 "Беларусь" глава Правительства провел совещание по развитию Московского транспортного узла.

Транспортное развитие Московского региона с недавних пор находится на особом контроле у федеральных властей. Еще весной прошлого года в Правительство была передана соответствующая комплексная программа, рассчитанная до 2020 года. Ее объем – 7 триллионов рублей. «В программе заявлены весьма амбициозные цели», – напомнил глава Правительства. Это и снижение аварийности до 30 процентов, и увеличение средней скорости движения автотранспорта практически на треть.

Первый этап программы, завершившийся в этом году, был нацелен на стабилизацию ситуации и недопущение транспортного коллапса. По оценкам Правительства, результаты он дал. Теперь же перед переходом ко второму этапу программы возникла необходимость и возможность ее уточнить и актуализировать с учетом опыта московских властей, полученного после непосредственного расширения столицы.

– Есть свои проблемы, – признал Медведев. – Программа серьезно пока недофинансируется, и нам нужно посмотреть, каким образом это финансирование изыскать.

В один момент всех проблем не решить, подчеркнул премьер, поэтому необходимо сконцентрироваться на приоритетных задачах. Первой он поставил развитие общественного транспорта. «Он должен быть удобным, он должен быть современным. Это касается и метрополитена, и наземного транспорта, включая городские и пригородные автобусы, и скоростной трамвай», – указал Медведев.

Второй приоритет должен дать пассажирам возможность оперативно пересаживаться из одного вида транспорта в другой, для чего нужно развивать сеть транспортно-пересадочных узлов. Третья задача связана с развитием пригородного железнодорожного сообщения, которое сейчас используется крайне неэффективно. «Удельный вес железнодорожных перевозок в городе составляет лишь около 10 процентов», – заметил глава Правительства.

– Четвертое. Необходима комплексная модернизация существующей инфраструктуры и реконструкция и развитие автомобильных дорог, в первую очередь так называемых вылетных магистралей, – обратил внимание премьер.

В этом году реализация программы развития Московского транспортного узла переходит в свой второй этап. Завершиться он должен в 2016 году, и за это время планируется переломить ситуацию в лучшую сторону. Но из-за того, что программа до сих пор финансировалась лишь на 50 процентов, заявил министр транспорта Максим Соколов, основные текущие показатели обслуживания населения далеки от установленных. По-прежнему превышается норматив наполняемости наземного общественного транспорта, среднее время поездки занимает 56, а не 40 минут.

За финансированием к Правительству стали обращаться как власти Москвы, так и Подмосковья.

По словам Мэра столицы С. Собянина, все виды транспорта перегружены: «Такая ситуация не может продолжаться дальше». Чтобы ее изменить, Москва в первую очередь делает ставку на развитие сети метрополитена и пригородного железнодорожного сообщения. За два года совместно с ОАО «РЖД» удалось увеличить перевозки электричками на 15 процентов.

Но развитие сети пригородного железнодорожного сообщения оказалось проектом проблемным, общим объемом в 1 триллион рублей. «Нужно построить дополнительные главные пути по всем направлениям вылетных железнодорожных магистралей, причем до тех мест, где они перегружены», – пояснил С. Собянин.

Только стоимость железнодорожной инфраструктуры оценивается в 236 млрд рублей, из которых 52 уже выделено федеральным бюджетом. Еще почти 50 млрд Подмосковью готова выделить сама столица, но, по словам Мэра, не дает это сделать Бюджетный кодекс.

«Можно напрямую. Здесь ограничений не существует», – возразил министр финансов Антон Силуанов. Предложил он и другой вариант: Москва дает субсидию федеральному бюджету, а тот передает ее другому региону.

В любом случае, при всех источниках дефицит составляет почти 100 млрд рублей.

С. Собянин обратил внимание на заложенное в бюджете до 2015 года финансирование пригородного ж/д сообщения в размере 17 млрд рублей в год. Если продлить эту работу до 2020 года, то дефицит будет практически покрыт. Дмитрий Медведев такое предложение посчитал рациональным и попросил проработать.

Развитие пригородных железных дорог в Подмосковье может создать проблемы для автомобилистов. На реконструкцию железнодорожных переездов обратил внимание губернатор Московской области Сергей Шойгу. «Основных их 18. До 2020 года мы должны их сделать на 60 млрд», – напомнил он. Сейчас же переезды закрыты от 8 до 10 часов, а Мэр столицы идеальным в будущем считает движение электричек с интервалами в 3 минуты. Финансовая помощь области потребуется и для развития сети своих дорог. Средства, выделяемые федеральным бюджетом сегодня, Шойгу считает незаметными.

«На ближайшие три года нам необходимо в среднем по 32 млрд субвенций», – заявил он.

В поисках дополнительных источников участники совещания обратили свое внимание на пенсионные накопления. Высказывались предположения, что до 2020 года из этих средств можно было бы привлечь, в том числе через инфраструктурные облигации, более триллиона рублей. В Минфине ничего против этого не имеют – министр Силуанов рассказал, что соответствующие предложения по расширению использования пенсионных накоплений прорабатываются.

И конечно, не забыли о средствах бизнеса, который мог бы войти инфраструктурные проекты через государственно-частное партнерство. «За государственно-частным партнерством будущее», – подтвердил глава Минфина.

Владимир Кузьмин

Градостроительство