Главная / Статьи

Московское метро прирастает новыми станциями и вагонами. И повышает безопасность

Как сообщил руководитель ГУП «Московский метрополитен» Дмитрий Пегов, столичная подземка перевезла в 2014 году свыше 2,2 млрд пассажиров. За минувший год протяженность линий метро увеличилась на 7,3 км – до 327,5 км. В 2014 году запущено движение поездов от «Парка Победы» до «Делового центра», открыт новый участок Бутовской линии легкого метро с двумя станциями – «Спартак» и «Тропарево». На очереди – станции «Румянцево» и «Саларьево», которые планируется открыть на территории «новой» Москвы в первом квартале 2015 года.

Всего по программе развития метро с 2012 по 2020 год должно быть введено в строй более 150 км линий, 72 станции, протяженность линий увеличится в два раза по сравнению с 2012 годом. Метрополитен – крупнейший в регионе потребитель электроэнергии, поэтому в подземке активно внедряют энергосберегающие технологии. Благодаря реализации программы электро- и теплосбережения в 2014 году метрополитен сэкономил более 51 млн кВтч электроэнергии, в денежном эквиваленте экономия составила свыше 215 млн руб.

Активно обновляется и подвижной состав метро – в прошедшем году было закуплено 264 новых вагона. В нынешнем году планируется закупить еще 152 вагона. Кроме того, в конце 2014 года был проведен конкурс на поставку 768 вагонов нового поколения по контрактам жизненного цикла. Поставка вагонов будет осуществляться в период 2017–2020 годов партиями по 192 вагона ежегодно. По контракту жизненного цикла, который заключен на 30 лет, победитель обязан на протяжении всего срока эксплуатации обеспечить обслуживание и выход вагонов на линии. За это производитель получил по контракту 133 млрд руб. Контракт был заключен с единственным претендентом – компанией «Трансхолдлизинг» (дочерней структурой ЗАО «Трансмашхолдинг»).

Новые вагоны будут полностью соответствовать всем современным международным стандартам: в них установлены камеры видеонаблюдения, предусмотрены расширенные дверные проемы, сквозной проход между вагонами, увеличенная ширина сидений, современные системы информирования и навигации, климатические установки с обеззараживанием воздуха в салоне, а также оборудованы места для инвалидов-колясочников, они снабжены новыми системами звукоизоляции, оповещения. Затраты на их обслуживание уменьшатся на 20%. Новый подвижной состав будет использоваться на Таганско-Краснопресненской линии, которая является одной из самых загруженных в столичной подземке. Вскоре должен состояться еще один подобный тендер – на 736 вагонов для Калужско-Рижской линии. Всего же по контрактам жизненного цикла ГУП «Московский метрополитен» рассчитывает приобрести 2,5 тыс. вагонов нового поколения.

Важным условием договора является то, что производитель должен до 1 января 2018 года обеспечить локализацию производства вагонов на уровне не менее 70% на территории России. Это позволит создать более 7 тыс. рабочих мест, где средняя заработная плата может составить более 50 тыс. руб., а налоговые отчисления в бюджеты всех уровней – более 1,8 млрд руб. в год.

Еще одно важное направление работы – повышение безопасности подземного общественного транспорта. На реализацию комплексной программы безопасности в московском метро в 2014 году было потрачено более 7 млрд руб., из них 3,4 млрд руб. пошло на создание зон досмотра, которые с 1 января начали работать на 185 станциях московской подземки. Еще 4,2 млрд руб. было выделено на создание системы интеллектуального видеонаблюдения.

Но главным достижением столичного метро в сфере укрепления безопасности стал запуск с начала года зон досмотра на 294 входах в подземку. Для того чтобы они полноценно начали работать, прошли специальное обучение почти 2,5 тыс. сотрудников метрополитена. В скором времени такие зоны появятся на всех станциях метро, а количество сотрудников, имеющих право заниматься досмотром, увеличится до 18 тыс. человек.

Кроме того, по словам Дмитрия Пегова, службы московского метрополитена продолжили активную работу по пресечению случаев безбилетного проезда. Оплатить проезд заставили более 700 тыс. «зайцев», что позволило пополнить бюджет ГУП «Московский метрополитен» на сумму 202 млн руб. В основном это молодые люди, которые пытались перепрыгнуть турникеты.

Для улучшения качества обслуживания пассажиров и предотвращения конфликтных ситуаций кассы на станциях метро оснастят переговорными устройствами с функцией записи. В окошках касс с обеих сторон будут встроены динамики и микрофоны с функцией звукоусиления, с помощью которых пассажиры и кассиры смогут лучше слышать и понимать друг друга. Тестовые испытания устройств связи «пассажир – кассир» успешно прошли в минувшем году в кассах на станциях «Новогиреево», «Марксистская», «Аннино» и «Площадь Ильича». Нововведение получило положительные отзывы. До начала 2016 года такие приспособления должны появиться в каждой кассе метрополитена.

Пообщаться в вестибюлях станций пассажиры смогут не только с кассирами. Москвичам уже стали привычными информационные красно-синие колонны, установленные в центре платформ, через которые можно дистанционно получить информацию от оператора или сообщить о происшествии. Теперь наверху у входа появятся информационные стойки с живыми сотрудниками, которые смогут ответить на любой вопрос пассажира. Первая такая стойка в конце минувшего года стала работать в вестибюле у билетных касс на станции метро «Комсомольская». В отличие от красно-синих информационных колонн, которыми пользуются в основном хорошо знакомые с ними москвичи, новый сервис предназначен прежде всего для иногородних пассажиров, которым трудно ориентироваться в столице, а также иностранцев. Сотрудник, знающий несколько иностранных языков, в состоянии оказать помощь зарубежным гостям столицы: он не только объяснит, как и за какое время можно добраться до того или иного места в столице, но и распечатает схему маршрута. Первый справочный пункт в метро функционирует ежедневно, включая праздничные дни, с 8:00 до 20:00.

Внимательно прислушиваются в руководстве московского метрополитена и к мнению пассажиров о работе городской подземной транспортной системы. Граждане могут внести предложение об улучшении работы служб метро или сделать замечание по горячей телефонной линии или через сайт. Московский метрополитен регулярно проводит опросы своих пассажиров. Чаще всего москвичи и гости столицы жалуются на «перенаселенность» вагонов в часы пик, а также недостатки в уборке станций и подвижного состава.

Что касается положительных моментов в работе метро, то пассажиры, как правило, хвалят график движения поездов. Интервал движения поездов в часы пик в подземке не более 90 секунд. График движения поездов в метро соблюдается на 99,98%. Поезда столичной подземки ходят чаще, чем в других метрополитенах страны.

Дмитрий Ильин

Развитие метрополитена

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: