Главная / Статьи
14 ноября 2012 г. 14:51, Дороги, мосты, тоннели

Михаил Москвин-Тарханов: интеллектуальный подход к решению транспортных проблем

Правительство Москвы уделяет сегодня проблеме дорожных пробок повышенное внимание. Чтобы снизить транспортную нагрузку на автомобильные дороги, столичные власти предпринимают меры по строительству автодорог, развитию общественного транспорта, увеличению числа парковок, вводят плату за парковку в центральной части города и т. д. Между тем у председателя думской комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаила Москвина-Тарханова есть собственное, неординарное видение того, как можно успешно решать транспортные проблемы такого крупного мегаполиса, каким является Москва.

- Многие специалисты по городскому планированию считают, что с помощью реконструкции дорог, создания парковочных пространств, транспортно-пересадочных узлов, развития метро и иного скоростного рельсового общественного транспорта, проблему пробок в часы пик в Москве все равно не удастся решить. И во многом тому причина – маятниковая миграция работающего населения, как из области в город, так и с периферии города в его центр. При этом, однако, новые реалии на рынке труда открывают перед нами и новые возможности.

В столице на сегодняшний день сложилась структура занятости, при которой значительная доля трудоспособного населения работает в различных офисах на компьютеризированных рабочих местах, оборудованных системами электронных коммуникаций. Такая форма занятости не требует постоянного присутствия работника в офисе, а в ряде случаев может быть просто надомной. Однако традиционный уклад заставляет работодателя требовать каждодневного присутствия работника на рабочем месте, что мало связано с производственной необходимостью.

Сегодня наши серьезные усилия разгрузить улично-дорожную сеть от автомобильного транспорта, особенно в центральной части города, наталкиваются на постоянный рост частного автопарка и ограниченные возможности модернизации в связи со сложившейся городской планировкой, что не позволяет решить проблему. Развитие же системы метрополитена хоть и является хорошим выходом, но оно натыкается как на высокую стоимость строительства, так и на недостаточную комфортность метро и психологическую неготовность горожан отказаться от поездок на работу, в том числе в центр города, на личных автомобилях.

В этой ситуации, с учетом структуры занятости, хорошим подспорьем для решения транспортных проблем могла бы стать городская (региональная) программа создания удаленных компьютеризованных рабочих мест с современными системами коммуникаций и уровнями их защиты. В идеале это позволило бы снизить передвижение москвичей с работы и на работу, особенно в центральной части города, и уменьшить общее число движущихся автомобилей в часы пик на сотни тысяч единиц.

Помимо центра столицы, такая программа создания дистанционных рабочих мест была бы очень полезна и для новых территорий Москвы с тем, чтобы жилищное строительство на них не приводило к слишком быстрому росту транспортных потоков и гибко формировало структуру занятости на этих территориях по мере их развития.

Также такая программа позволила бы обеспечить рабочими местами спальные районы столицы и помогла решить проблему неполной занятости частично трудоспособного населения – пенсионеров, молодежи, матерей с детьми и инвалидов с болезнями опорно-двигательного аппарата.

Сама программа может быть инициирована непосредственно в органах городской власти путем перевода информационно-аналитических и некоторых других, не выполняющих оперативно-распорядительную работу подразделений на режим частичного позиционирования на удаленных рабочих местах.

Далее же будет необходимо разработать систему негативных и позитивных стимулов для работодателей бюджетных учреждений, затем крупных компаний, а потом и прочих предприятий и учреждений с одновременной модернизацией и развитием беспроводной связи на территории Московского региона.

Полагаю, что для городского бюджета это будет стоить дешевле, чем строительство метрополитена, наземного рельсового транспорта, сложных автотранспортных узлов, парковок и перехватывающих стоянок, и не отменяет, а дополняет такое строительство. Кроме того, к реализации программы можно будет привлечь частный сектор на коммерческой основе.

Можно также надеяться, что по мере развития этой системы к ней подключатся и многие федеральные учреждения, а также организации, предприятия других регионов России.

В настоящее время в Государственную Думу ФС РФ внесен проект федерального закона о дистанционных рабочих местах, который позволит совершить социально экономический прорыв в развитии России, где, как известно, с одной стороны, отсталая инфраструктура, а с другой – высокообразованное население, легко осваивающее современные информационные технологии, и помочь Москве справиться с транспортными проблемами.

Владимир Терещенко

Градостроительство