Главная / Статьи
21 января 2013 г. 16:15, Транспортное строительство

Метростроевцы возвращаются в центр города

Самая короткая на карте метрополитена Калининская линия, которая доходит сегодня до станции "Третьяковская" и здесь обрывается, будет продлена через центр города в район Сити и соединена со станцией "Деловой центр", конструкции которой заранее были заложены в ядре ММДЦ "Москва-Сити".

Длина центрального участка Калининской линии от станции «Третьяковская» до «Делового центра» чуть более шести километров. На нем запроектировано три станции глубокого заложения - «Волхонка», «Плющиха» и «Кутузовский проспект», которые будут построены в самом центре города. Метростроевцам придется вернуться туда, где они когда-то начинали, где осваивали весьма коварные московские недра, где знакомились с характером залегаемых грунтов. Центральный участок Калининской линии призван разгрузить первую линию метрополитена - Сокольническую, перегоны и пересадочные узлы других линий в центре города.

От станции «Третьяковская» поезда метро придут на станцию «Волхонка», которая будет возведена в историческом квартале Москвы, в непосредственной близости от храма Христа Спасителя, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и проектируемого сейчас комплекса зданий этого музея. В этом районе сходятся милые сердцу москвичей Гоголевский бульвар, улицы Волхонка, Остоженка, Пречистенка, Соймоновский проезд... Здесь уже есть станция метро «Кропоткинская». Она мелкого заложения, а вот «Волхонка», чтобы не потревожить во время строительства жизнь на поверхности города, будет возведена на большой глубине. Обе станции станут пересадочными, соединив Сокольническую и Калининскую линии.

Из подземного вестибюля станции «Волхонка» пассажиры смогут выйти к памятнику Фридриху Энгельсу на Остоженке и в существующий подземный коридор западного вестибюля станции «Кропоткинская». Вдоль улицы Волхонки с выходом к храму Христа Спасителя и входом в восточный вестибюль «Кропоткинской» будет сооружен новый подземный пешеходный коридор с травалаторами. Из восточного вестибюля станции «Кропоткинская» построят подходной подземный коридор к проектируемому комплексу зданий ГМИИ им. А. С. Пушкина. Организуя подземное пространство, проектировщики учли потребности маломобильных граждан: есть лифты для инвалидов, аварийные выходы из длинного перехода. Более свободной и открытой становится площадка у входа в вестибюль.

В историческом квартале центра Москвы впервые появилась возможность объединить в единый комплекс метро и музейный городок ГМИИ им. А. С. Пушкина. По словам директора Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Ирины Александровны Антоновой, появилась возможность выполнить проект, который будет, помимо транспортных функций, решать не менее важные задачи популяризации богатейшего уникального собрания музея, культурного и исторического воспитания жителей Москвы и всей России.

Так что в реализации проекта активно заинтересован музей. Станция «Волхонка» будет иметь выход к музейным зданиям, а потому идея проекта - объединить ее с музейным оформлением.

Станцию метро предлагается превратить в своеобразный выставочный зал ГМИИ им. А. С. Пушкина. Пассажиры, решившие посетить музей, уже здесь, на глубине десятков метров, попадут в музейную атмосферу. Если театр начинается с вешалки, то музей начнется с подземного выставочного зала, где будут выставлены по решению музейных работников художественные произведения: картины, скульптуры, мозаика и так далее.

По своей конструкции станция «Волхонка» - колонно-стеновая. У каждой колонны как раз и предполагается расположить скульптуру, а напротив, на беспроемной части стены, - картины за стеклом. Все художественные произведения располагаются в центральном зале, а боковые пространства выполняют чисто транспортные функции. Поскольку проемы широкие, пассажиры из окон вагонов, с платформы будут видеть и картины, и скульптуры в среднем зале.

Для станции «Волхонка» использовано одно из двух типовых решений метровокзалов глубокого заложения. В проекте предусмотрены новые принципы организации подземного пространства. Например, боковые перроны станции будут отделены от поездов светопрозрачными защитными стенками. Проездная зона не отделывается, а остается в тюбингах, что придаст подземному сооружению особую красоту и подчеркнет его мощь.

Еще одна новая станция в центре города - «Плющиха» - появится на пересечении Садового кольца и Смоленской улицы. Она будет связана пересадкой с действующей сегодня станцией «Смоленская» Филевской линии. По своей конструкции это будет пилонный метровокзал, расположенный, как и «Волхонка», глубоко под землей. Проект ее тоже выполнен на основе типовой конструкции. Так же, как и на станции «Волхонка», здесь предполагается не отделывать поездную зону, а боковые платформы отделить от поездов светопрозрачными защитными перегородками. У станции планируется один подземный вестибюль под Смоленской площадью с выходами к остановкам общественного транспорта по обеим сторонам Садового кольца и в существующий подземный переход под Садовым кольцом.

Станцию «Плющиха» предлагается оформить строго, лаконично, используя традиционный для метрополитена материал - гранит и мрамор. Поскольку Калининская линия метрополитена на карте подземного города - желтая, то и цветовая гамма новой станции - желто-черная. Та сторона пилонов, что обращена в средний зал, - желтого цвета, а фасад, обращенный в сторону поездов, - черный.

В районе гостиницы «Украина», Кутузовского проспекта и Украинского бульвара, вблизи Новоарбатского моста через Москву-реку появится станция «Кутузовский проспект». По своей конструкции она тоже типовая, пилонная. Цветовая гамма такая же, как и на «Плющихе», - желто-черная, но здесь фасад, обращенный в средний зал, - черный, а к поездам - желтый. У «Кутузовского проспекта» будет подземный вестибюль с выходом к набережной Тараса Шевченко и подземный вестибюль, запроектированный под Украинским бульваром с выходом по обе стороны Кутузовского проспекта, а также пересадка на перспективную станцию. Под Кутузовским проспектом запроектирован пешеходный переход, а два наземных павильона на станции оборудуют эскалаторами.

Архитектурная концепция центрального участка Калининской линии от «Третьяковской» до «Делового центра», разработанная архитекторами Метрогипротранса, - это единая концепция линии из трех станционных комплексов. Они должны быть выполнены в едином ключе, одним архитектурным приемом, объединяющим три части композиции в единое целое. Впервые в системе Московского метрополитена одним композиционным элементом предлагается сделать не отдельно взятую станцию, а целую линию.

Для отделки новых станций будут использованы три основных отделочных материала - естественный камень (гранит, мрамор), стекло и стеклопластик. С помощью камня различного цвета каждая станция будет узнаваема и индивидуальна. Сохранится традиционный образ станции московского метро как легкого, светлого, комфортного пространства в подземном сооружении.

Открывая новые станции метро «Алма-Атинская» и «Пятницкое шоссе» в конце прошлого года, мэр Москвы Сергей Собянин подчеркнул, что, экономно ведя строительство метрополитена, никто не собирается лишать новые станции индивидуальности и комфортности.

Берта Бухарина

Развитие метрополитена, Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: