Главная / Статьи

Метрополитен - стратегия обновления

Об актуальных проблемах столичного метро рассказывает начальник Московского метрополитена Иван Беседин.

На мониторах ситуационного центра, созданного несколько лет назад в Московском метрополитене, в режиме онлайн можно видеть, в каком напряженном ритме живет столичная подземка, особенно в часы пик. Нескончаемые приливы и отливы пассажиров на перронах, переполненные поезда, море людей на эскалаторах. И так изо дня в день с перерывом всего на несколько часов: так называемое ночное окно. А потом снова с 5.30 утра до часу ночи. В будние дни Московский метрополитен перевозит более 8 млн пассажиров, а максимум прошлого года составил 9,3 млн человек. По двенадцати линиям столичной подземки пропускается 10 c лишним тысяч поездов. Парк метрополитена насчитывает 4679 вагонов, из которых формируется 530 составов. Они движутся со средней скоростью почти 42 километра в час, при этом минимальный интервал составляет (вдумайтесь в эту цифру) 89 секунд, график движения соблюдается на 99,98 процента. Метрополитен является самым востребованным видом общественного транспорта. Пассажир уверен: вошел в метро – значит, будешь на месте вовремя. Вот только ездят люди в поездах «в тесноте и в обиде». Провозная и пропускная способность 8 из 12 линий достигла своего предела. Что касается протяженности сети, а это 305,6 километра линий со 185 станциями, то ее недостаточно, чтобы соответствовать потребностям такого мегаполиса, как Москва. 24 процента населения вообще живет в районах, удаленных от линий метро.

"Мероприятия Государственной программы «Развитие транспортной системы города Москвы на 2012 – 2016 годы» как раз и направлены на то, чтобы изменить транспортную ситуацию в городе", – говорит начальник Московского метрополитена Иван Беседин. Программа по своим масштабам беспрецедентна. Ее утвержденный бюджет составляет 2,2 триллиона рублей. Сумма колоссальная, такой транспортники никогда не получали. Но, чтобы решать самую, пожалуй, жгучую сегодня проблему, власти столицы изыскали и сконцентрировали необходимые ресурсы. Развитие метрополитена Мэр столицы Сергей Семенович Собянин определил как стратегическую задачу Правительства города.

Немало уже сделано. В прошлом году построен новый участок Люблинско-Дмитровской линии протяженностью 4,5 километра с тремя станциями – «Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово», введен в эксплуатацию вестибюль станции «Сретенский Бульвар». Но это пока старт.

– Сегодня, Иван Сергеевич, основной фронт работ сосредоточен в строительном комплексе.

– Я не стал бы разделять, что в решении транспортных проблем столицы первично, что вторично. Важно главное: общими усилиями обеспечивается повышение уровня обслуживания пассажиров. Ввод в эксплуатацию участка Люблинско-Дмитровской линии «Марьино» – «Зябликово» почти сразу снизил нагрузки на отрезке «Красногвардейская» – «Павелецкая» до 10 тысяч человек в час пик, снял перегрузки на входах на станциях «Марьино» и «Красногвардейская». Службы метрополитена заранее подготовили подвижной состав, сформировали коллективы, которые обслуживают этот участок. Теперь это зона нашей ответственности.

Для улучшения обслуживания пассажиров с 6 марта метрополитен изменил график движения поездов на Таганско-Краснопресненской, Бутовской и Люблинско-Дмитровской линиях метрополитена. В часы пик на Таганско-Краснопресненской линии утром до 11 часов теперь дополнительно выходят 4 поезда и 9 составов вечером – до 21 часа. На Бутовской линии с 18 до 21 часа стали ходить 5 дополнительных поездов. Данные меры позволяют сократить интервал движения поездов и уменьшают загруженность вагонов.

Также в связи с многочисленными просьбами пассажиров откорректирован график движения поездов на Люблинско-Дмитровской линии, где каждый третий поезд следовал до станции «Чкаловская», не доезжая до конечной станции «Марьина Роща». Согласно новому графику, в утренние и вечерние часы пик с 8 до 10 часов утра и с 17 до 19 часов вечера количество поездов, следующих до станции «Марьина Роща», увеличится с 23 до 31 ежечасно, а интенсивность движения на участке «Чкаловская» – «Марьина Роща» увеличена на 34 процента.

Но, конечно, развитие сети является очень важной задачей. Строителям за пять лет предстоит выполнить огромный объем работ: проложить 75 километров новых линий, построить 36 новых станций и 6 электродепо. Определены и темпы строительства: до 15 километров линий в год. Решающим фактором для достижения нормального транспортного обслуживания является завершение формирования действующей радиально-кольцевой системы метро, общее расширение сети метрополитена, приход его в отдаленные районы, создание распределительных линий скоростного типа, новых пересадочных узлов в периферийных частях города.

Сейчас развернуты работы по ускорению проектирования и подготовке к строительству на более чем 30 километрах линий. Это позволит обеспечить в этом году ввод в эксплуатацию 8,5 километра путей, 3 станций, второго вестибюля станции «Марьина Роща», одного депо. Кроме этого, будет реконструировано электродепо «Печатники».

К предстоящему Дню города планируется ввести участок Калининской линии «Новогиреево» – «Новокосино» протяженностью 3,5 километра. Работы идут в трехсменном режиме, на строительстве сосредоточено около 3000 человек. Уже полностью завершена проходка левого и правого тоннелей, ведется сооружение платформенной части. Станция «Новокосино» будет оснащена лифтами для маломобильных граждан. Ввод этого участка позволит улучшить транспортное обслуживание жителей и столичного района Новокосино, и подмосковного Реутова, сократить время, которое пассажиры пока тратят на поездку. Благодаря вводу станции «Новокосино» удастся снять перегрузки со станции «Новогиреево», сделать менее загруженными Носовихинское шоссе, МКАД, Кетчерскую улицу, Свободный проспект.

В конце года строители соединят станцию «Красногвардейская» с районом Братеево, где появится новая станция. Ввод этого отрезка Замоскворецкой линии улучшит транспортное сообщение для жителей южных районов столицы – Орехова-Борисова, Зябликова, Братеева, Москворечья. А на северо-западе в декабре будет введен участок Митинско-Строгинской линии от станции «Митино» до станции «Пятницкое Шоссе» длиной 2 километра. Здесь предстоит построить и новую станцию метро с перехватывающей парковкой и транспортно-пересадочным узлом, это приблизит метрополитен к жителям Зеленограда и другим населенным пунктам вдоль Пятницкого шоссе.

– Не так давно Мэр столицы проинспектировал ход работ на одном из участков нового отрезка Таганско-Краснопресненской линии...

– Эти 6,6 километра, которые будут проложены от станции «Выхино» до станции «Котельники», имеют очень важное значение для населения юго-востока столицы и области, прежде всего района Жулебино, где проживает около 84 тысяч человек. Сегодня им приходится до станции «Выхино» добираться на наземном транспорте, простаивая в уличных пробках. В 2013 году участок «Выхино» - «Жулебино», протяженностью более 5 километров и включающий две новые станции, будет сдан в эксплуатацию.

В этом же году две новые станции появятся на отрезке Бутовской линии «Улица Старокачаловская» – «Битцевский Парк». Это позволит увеличить пропускную и провозную способность трассы, а также улучшить транспортное обслуживание районов Северное и Южное Бутово с населением около 470 тысяч человек.

Еще один перспективный участок строительства – «Деловой Центр» – «Парк Победы» протяженностью 2,4 километра. Строительство этого участка предусматривает формирование новой Калининско-Солнцевской линии метрополитена. Всего на 2013 год метрополитеном запланированы работы по строительству 12,5 километра пути, 5 станций, 1 пересадочного узла и 2 электродепо.

В 2014 году намечено проложить 24,7 километра линий метрополитена, построить 12 станций, 1 пересадочный узел, 3 электродепо. В том числе планируется ввести в эксплуатацию участок Люблинско-Дмитровской линии «Марьина Роща» - «Селигерская» протяженностью 10,3 километра с 6 новыми станциями. Удобное транспортное сообщение получат жители районов Бутырский, Бескудниковский, Восточное и Западное Дегунино, а также района Северный.

Решение транспортных проблем жителей районов Солнцево, Востряково, Очаково, Раменки, а в них проживает около 450 тысяч человек, станет возможным с вводом перспективного 7-километрового участка Калининско-Солнцевской линии «Парк Победы» – «Раменки».

Участок Третьего пересадочного контура «Нижняя Масловка» – «Хорошевская» протяженностью более 7 километров, включающий возведение 4 современных станций, обеспечит транспортное обслуживание ММДЦ «Москва-Сити», районов Шелепиха, Ходынское поле, крупных существующих и проектируемых центров общегородского значения у станций «Полежаевская», «Динамо», «Савеловская».

Проложить 24,9 километра линий и открыть 13 станций намечено в 2015 году. Изменения коснутся Кожуховской линии: на участке «Авиамоторная» – «Некрасовка» проложат 8,7 километра пути, здесь возведут 5 станций. Получит продолжение Калининско-Солнцевская линия от станции «Третьяковская» до «Делового Центра». Продолжатся работы по совершенствованию участка Третьего пересадочного контура «Хорошевская» – «Деловой Центр» протяженностью 5 километров, где примет пассажиров 1 новая станция. Также 2 станции появятся на участке «Юго-Западная» – «Румянцево» Сокольнической линии, сейчас в связи с увеличением интенсивности строительства штабом предусмотрена возможность открытия этого участка в 2014 году. Что касается Кольцевой линии метро, то на ней ожидается возведение станции «Суворовская». В целом же реализация этого направления программы улучшит транспортное обслуживание почти для 3 млн жителей.

– Иван Сергеевич, программой определено не только строительство новых линий. Москвичей интересуют и многие другие вопросы, решение которых даст им возможность сделать поездки в метро более комфортными уже в ближайшее время.

– Обновляется подвижной состав. В прошлом году метрополитен получил 206 новых современных вагонов. Новые составы оснащены отечественными электрическими двигателями, что позволяет поезду двигаться в более плавном режиме, в том числе и при начале движения, и при торможении. В вагонах обеспечена более высокая шумоизоляция. Кондиционеры, установки климат-контроля поддерживают комфортную температуру и летом, и зимой. Эти вагоны, которые их создатели назвали «Русич», не сравнить с теми старыми сериями, которые метрополитеновцы между собой называют «полосатиками». Прежде всего «Русичами» была оснащена Кольцевая линия, и теперь по ней ходят поезда только этой серии.

– Но метрополитен получает сейчас и более современные вагоны. Помнится, Мэру продемонстрировали их в депо «Красная Пресня».

– Могу сказать, что вагоны моделей 81-760/761 в самое ближайшее время выйдут на линии. С полным основанием по уровню оснащения их можно отнести к транспорту XXI века. В них применены принципиально новые системы управления, безопасности, технической диагностики. Вагон состоит из двух секций, соединенных между собой переходом, что дает ему возможность на открытых линиях преодолевать более крутые повороты. При изготовлении кузова применена стойкая к коррозии сталь. Салоны оборудованы системой обеззараживания воздуха с помощью ультрафиолета. На случай чрезвычайных ситуаций есть система экстренной эвакуации пассажиров. Состав формируется из восьми вагонов: двух головных и шести промежуточных. Новые поезда будут обслуживать Калининскую линию и базироваться в депо «Новогиреево». Из 300 вагонов, которые мы планируем приобрести в 2012 году, 280 – именно модели 81-760/761.

– Хотелось бы коснуться еще одной темы, особенно в преддверии лета. Все мы помним, что в аномальные месяцы 2010 года в метро было нечем дышать, и не только в вагонах, но и на станциях.

– Действующие в метро вентиляционные установки перерабатывают в сутки около 2 млрд кубометров воздуха. В течение часа на всех станциях обеспечивается трех-четырехкратный воздухообмен. Но большая часть оборудования устарела, поэтому разработана и уже начала выполняться программа его модернизации, рассчитанная на три года. Предстоит модернизация оборудования тоннельных шахт метрополитена. В этом году в 43 шахтах устаревшие и выработавшие свой срок вентиляционные установки будут заменены современными энергосберегающими агрегатами. Новое оборудование имеет улучшенные аэродинамические характеристики и более высокую производительность, что позволит увеличить воздухообмен на станциях.

– Больше года пассажиры на Кольцевой линии слышат объявление: «Станцию «Парк Культуры» поезд проследует без остановки». Не слишком ли там затянулась замена эскалаторов, которая должна была завершиться к началу нынешнего года?

- К сожалению, работы затягиваются по причинам, от нас не зависящим. Дело в том, что производством эскалаторов в России занимается только одно предприятие. Сегодня, когда потребности в этом оборудовании в столице увеличились в разы, расположенная в Санкт-Петербурге компания не справляется с требуемыми объемами. Она уже дважды по разным причинам переносила сроки поставки, вынуждая нас передвигать сроки ввода в эксплуатацию эскалатора на станции «Парк Культуры». Напряженная ситуация с поставкой эскалаторов нас очень волнует. В плане нынешнего года – окончание работ на станциях «Парк Культуры», «Медведково», «Бабушкинская», замена 9 эскалаторов на станциях «Красные Ворота» и «ВДНХ».

Вопрос перед поставщиками остро ставил и наш Мэр. Поэтому сейчас идет поиск предприятий, которые возьмутся за выполнение московских заказов. Думаю, в мае уже будут продемонстрированы эскалаторы, отвечающие требованиям Московского метрополитена. Одновременно подбирается площадка для производства эскалаторов и в Москве.

– На проходившем недавно хозяйственном активе Вы говорили о том, что метрополитену удалось преодолеть негативную тенденцию последних трех лет: с мая прошлого года объем перевозок перестал снижаться и пошел в рост, и процесс этот продолжается.

– В январе 2012 года перевозка пассажиров выросла на 6,1 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего в этом месяце метрополитеном воспользовались 176 млн 342 тысячи пассажиров. В феврале – 196 млн 500 тысяч. Максимального значения пассажиропоток достиг 22 февраля: в этот день он составил 8 млн 578 тысяч 113 человек.

– А сколько в этом числе тех, кто не учтен как пассажир, попросту говоря, безбилетников?

– Приведу только несколько цифр. В январе усилиями служб метрополитена обнаружены 173 925 человек, которые хотели пройти в метро, не купив билет. Кроме того, было изъято 1840 социальных карт москвича и 980 социальных карт жителя Московской области, неправомерно используемых пассажирами. Административным штрафам за неоплаченный проход подверглись 1800 человек. Общая сумма штрафов составила 1 миллион 674 тысячи рублей. В феврале проникнуть в метрополитен бесплатно хотел 192 931 безбилетник, была изъята 4671 персонифицированная социальная карта. Административным штрафам за неоплаченный проход подверглись 2009 человек. Сумма штрафов составила 1 миллион 568 тысяч 600 рублей. Я сейчас говорю только о зафиксированных случаях, но фактов намного больше. Цифры красноречиво свидетельствуют о том, какие убытки несут и метрополитен, и городская казна. Поэтому пресечение безбилетного проезда является одной из важных задач служб метрополитена.

Внимание! Если подводит зрение

По просьбе Всероссийского общества слепых в Московском метро проходит замена стикеров, которые размещены на входных дверях, с надписями «Вход в метро» и «Выход в город» на синем фоне на стикеры с аналогичными надписями на зеленом фоне. Такие указатели будет легче прочитать слабовидящим пассажирам метро.

Сейчас стикерами с надписями на зеленом фоне уже оснащено большинство станций метрополитена, в ближайшее время работы будут полностью завершены. Запрещающие вход и выход надписи по-прежнему будут размещаться на стикерах с красным фоном.

Нина Баталова

Развитие метрополитена

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: