Главная / Статьи
7 октября 2014 г. 13:54

Метро закольцуют второй раз

Крупнейший проект метростроения в мире - Третий пересадочный контур - значительно оптимизирует и повысит комфорт поездок в столичной подземке.

В московском метро в 2019 - 2020 годах появится второе кольцо протяженностью 58,6 километра с 28 станциями, или официально - Третий пересадочный контур, ТПК. Однако поезда по новой линии начнут перевозить пассажиров с 2016 года, когда сдадут в эксплуатацию ее первую очередь. ТПК будет вводиться поэтапно - по мере готовности отрезков контура. Вчера С. Собянин проверил ход работ по строительству первого участка второй кольцевой линии, который своеобразной более чем 12-километровой дугой протянется от строящейся на севере станции «Нижняя Масловка» до «Делового центра» на западе столицы.

Как рассказал обозревателю нашей газеты заместитель мэра в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, крупномасштабная программа развития столичного метрополитена предусматривает не только прокладку новых подземных магистралей и возведение очередных станций, пересадочных узлов. Около четырех лет назад в Москве была изменена сама стратегия метростроения. Ее главным содержанием стало формирование новых направлений метро, обеспечение выхода на присоединенные к Москве территории и в Подмосковье, охват шаговой доступностью к подземке населения отдаленных, так называемых спальных районов мегаполиса. В рамках такой стратегии и строится Третий пересадочный контур.

Начальник московского метрополитена Дмитрий Пегов в разговоре с нашим обозревателем напомнил: первым пересадочным контуром подземки является действующая Кольцевая линия, вторым - целый комплекс многоуровневых пересадочных узлов внутри кольца, расположенных в самом центре мегаполиса. Долгие годы два пересадочных контура удовлетворяли потребности подземных перевозок пассажиров. Однако в связи с интенсивным развитием столицы, бурным ростом населения и притоком приезжих, а потому стремительным повышением объемов пассажиропотоков двух пересадочных контуров уже стало не хватать. Здесь стоит привести такие данные.

Московское метро ежедневно перевозит от 8 до 9,3 млн пассажиров - фактически целую Москву, только в подземном варианте. При этом нагрузка на линии ложится неравномерно. Основную проблему испытывает Кольцевая линия, особенно ее пересадочные станции на пересечении с радиальными ветками. Также сильно перегружены многие другие участки метрополитена. Поэтому столичные власти приняли решение о строительстве Третьего пересадочного контура, то есть еще одного кольца, только гораздо большего диаметра и с гораздо большим охватом столичной территории, в том числе отдаленных районов.

По существу новый контур станет своеобразным дублером действующей Кольцевой линии и поначалу будет представлять собой полукольцо. На следующем этапе второе кольцо замкнется, Третий пересадочный контур запустят в полном объеме - протяженностью 58,6 километра с 28 станциями, многие из которых станут пересадочными узлами на направлениях с наиболее интенсивными пассажиропотоками.

Строящаяся магистральная дуга протяженностью 12,7 километра на первом этапе протянется с севера на запад мегаполиса. На ней будет расположено 6 станций. Это последовательно с севера на запад столицы: «Нижняя Масловка», «Петровский парк», «Ходынское поле», «Хорошевская», «Шелепиха», а также достраиваемая платформа станции «Деловой центр». С одной стороны «Нижняя Масловка» на севере подземным переходом соединится со станцией «Савеловская» Серпуховско-Тимирязевской линии, а с другого конца дуги на западе столицы станция «Деловой центр» состыкуется с Калининско-Солнцевской веткой, которая продлится в отдаленные районы на западе мегаполиса - в Солнцево и Переделкино, а затем выйдет на территорию «новой Москвы». Таким образом, строящаяся подземная дуга соединит направления метро с наиболее интенсивными пассажиропотоками. В подземке появится новый транспортный узел, связывающий Серпуховско-Тимирязевскую и Калининско-Солнцевскую ветки, затем от «Делового центра» образующий связку с Арбатско-Покровской и Филевской линиями.

Строящаяся полукольцевая ветка на своем почти тринадцатикилометровом протяжении будет иметь сразу 4 пересадочных узла. Причем расположатся они на наиболее пассажироемких направлениях. Это переходы: «Нижняя Масловка» - «Савеловская» Серпуховско-Тимирязевской линии, «Петровский парк» - «Динамо» Замоскворецкой линии, «Хорошевская» - «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии, «Шелепиха» - «Филевский парк» Филевской линии. Это будет первый участок Третьего пересадочного контура, который обозначится на карте метро полукольцом. Отрезок от станции «Петровский парк» до «Делового центра» планируется ввести в действие в 2016 году. Значимо и то, что он улучшит транспортное обеспечение Международного делового центра «Москва-Сити», где ежедневно бывает до 300 тысяч человек.

В 2017 году намечено запустить поезда от станции «Петровский парк» до «Нижней Масловки». Сейчас на строительстве первого участка контура одновременно задействовано пять тоннелепроходческих комплексов.

Как рассказал журналистам С. Собянин, в следующем, 2015 году начнется строительство всех участков Третьего пересадочного контура. В перспективе в 2019-м, возможно, в 2020 году второе кольцо в метро замкнется, Третий пересадочный контур сдадут в эксплуатацию полностью. По существу это будет вторая кольцевая линия подземки протяженностью 58,6 километра, где расположится 28 станций. «Это фактически 40 процентов объемов всего нового метростроения в Москве. Третий пересадочный контур предполагает самый масштабный объем работ за всю историю московского метростроения и является одним из крупнейших проектов современного развития метро в мире. Это настоящий мегапроект, превышающий по протяженности любую радиальную ветку», - заявил журналистам С. Собянин.

Столичный мэр сообщил, что концепция задумывалась для того, чтобы разгрузить действующую Кольцевую линию, а также участки радиальных линий внутри кольца и пересадочные узлы на них, где пассажиропотоки сейчас буквально зашкаливают. Вместе с этим ввод в действие Третьего пересадочного контура обеспечит рациональную перезагрузку всего метрополитена, в существенной степени оптимизирует постоянно растущие пассажиропотоки, одновременно организует шаговую доступность к метро целому ряду периферийных районов мегаполиса, значительно улучшит весь транспортный трафик столицы, сделает передвижение по городу более комфортным.

Стоит отметить, что возле станции «Хорошевская» будет построен крупный пересадочный узел для связки метро с наземным транспортом. Сооружается здесь и перехватывающая парковка, рассчитанная на 500 машиномест. Строительство станции «Шелепиха» позволит интенсивно развивать рядом расположенную территорию бывшей промышленной зоны, которая сейчас находится в запустении, считается труднодоступной. В том числе здесь начнется активное жилищное и деловое строительство с одновременным созданием всей сопутствующей инфраструктуры.

Третий пересадочный контур, или вторая кольцевая линия, пройдет через действующие станции «Марьина роща», «Рижская», «Сокольники», «Электрозаводская», «Авиамоторная». Через пересадочный узел на «Авиамоторной» новая линия отдельной веткой получит продолжение на интенсивно обживаемый новый район Москвы - Люберецкие поля. Пересадочными станциями Третьего контура также станут: «Печатники» - на Люблинско-Дмитровскую линию; «Каширская» - на Замоскворецкую линию; «Севастопольская» - на Серпуховско-Тимирязевскую линию; «Калужская» - на Калужско-Рижскую линию; «Проспект Вернадского» - на Сокольническую линию; «Кунцевская» - на Арбатско-Покровскую и Филевскую линии; «Полежаевская» - на Таганско-Краснопресненскую линию. Вместе с этим развернуты работы по обеспечению состыковки нового контура с пригородным сообщением по железной дороге. Так, организуется удобная пересадка пассажиров с Курского, Рижского, Горьковского, Киевского, Белорусского, Савеловского направлений Малого кольца Московской железной дороги, а также Ленинградского направления Октябрьской железной дороги.

В ходе проверки строительства Третьего пересадочного контура С. Собянин особое внимание уделил сооружению станции «Ходынское поле». Столичный градоначальник обошел всю строительную площадку, спустился в котлован. Московский мэр побеседовал с метростроевцами прямо на их рабочих местах, заслушал доклады профильных должностных лиц о ходе строительства и выполнении графика. Марат Хуснуллин напомнил, что строительство станции «Ходынское поле» на территории бывшего Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе началось в декабре 2011 года, открыть ее планируется в 2016 году. Станция будет иметь два наземных вестибюля: южный - с выходом в сторону Ходынского бульвара, жилой и общественной застройке; северный - с выходом к жилым кварталам и Ледовому дворцу. Станция «Ходынское поле» является не только частью нового контура, но и отрезком Калининско-Солнцевской ветки, которая протянется в Солнцево через «Деловой центр». Марат Хуснуллин рассказал, что все строящиеся станции первого участка, за исключением «Нижней Масловки», благодаря рациональным технологическим решениям удалось строить вместо метода глубокого заложения на глубине 26 метров.

Такой инновационный подход позволил сэкономить порядка 10 млрд бюджетных рублей. Стоимость работ на этом участке в общей сложности не превысит 60 млрд рублей, что является весьма эффективным показателем в масштабах мировой практики метростроения.

Комментируя ситуацию журналистам, С. Собянин напомнил, что в Москве развернуто масштабное развитие метрополитена, самое крупное за всю почти 80-летнюю историю столичной подземки. Так, в 2011 - 2013 годах построено 26,2 километра линий, 12 станций и 3 электродепо. Впереди - еще более масштабные планы.

Павел Князев