Главная / Статьи
9 октября 2012 г. 10:41, Транспортное строительство

Метро - в шаговой доступности

- Сегодня нормального доступа к метро не имеют порядка 22 процентов москвичей, - сказал заместитель руководителя Департамента строительства. - Мы надеемся, что к концу 2020 года этот показатель сократится до 7 процентов. У всех остальных метро будет практически в шаговой доступности.

Владимир Швецов напомнил, что программа развития Московского метрополитена рассчитана до 2020 года. К имеющимся на сегодняшний день 309 километрам (с учетом введенного недавно участка «Новогиреево» - «Новокосино»), 185 станциям и 15 депо в ближайшие девять лет в столице добавятся 145 км новых линий, 67 станций метро и 7 депо (8 имеющихся при этом будут расширены), где хранится и обслуживается подвижной состав. Кстати, последние два десятка лет депо в Москве не строились вообще, что создавало определенные проблемы с техническим обслуживанием поездов, «отдыхавших» прямо на линиях. Поэтому, чтобы войти в соответствующий норматив, и было решено построить новые депо и реконструировать имеющиеся.

В этом году, по словам Владимира Швецова, метростроители сдадут 8,5 км новых линий. А начиная с будущего года строительство метро пойдет по нарастающей. И цифра эта увеличится сразу в несколько раз. Уже в нынешнем году, сообщил заместитель руководителя Департамента строительства, начнется строительство Кожуховской линии. Проектирование ее уже завершается, после чего будет объявлен конкурс. Причем ветку эту строить будут не с двух, а одновременно с восьми направлений! Кроме того, протяженность новой ветки благодаря оптимизации маршрута удалось снизить с 19 до 16,4 километра. Реальный срок ее сдачи, по словам Владимира Швецова, 2015 год.

Но настоящим «гвоздем программы» метростроения станет формирование к 2020 году Третьего пересадочного контура (ТПК) протяженностью от 47 до 54 километров, который позволит снять перегрузку с Кольцевой линии и пересадочных узлов внутри существующей сети метрополитена. Общая протяженность линий метрополитена к 2020 году вырастет до 451 километра, а количество станций - до 252.

В этой связи Владимир Швецов напомнил, что в советские времена каждую пятилетку московское метро собирались наращивать на 36 километров. Однако планам этим так и не суждено было сбыться. В ельцинские времена, видя, как задыхается столичная подземка, замахнулись на большую цифру - 45 км за пятилетку! Однако на этот показатель с трудом удалось выйти только за двадцать лет…

И лишь с приходом к руководству Москвой Сергея Собянина за транспортную проблему взялись всерьез. Возможно, ветеранам метростроения цифра 75 километров за пятилетку покажется несколько нереальной, но тот, кто непосредственно занят строительством метро, ничего фантастичного в ней не видит. Две пятилетки по 75 км, заявил Владимир Швецов, задача сложная, но выполнимая. И она непременно будет выполнена. В том числе с помощью применения новых проектировочных и технических решений.

Прежде всего акцент будет сделан на возведение станций не глубокого, а мелкого заложения. Как сообщил заместитель руководителя Департамента строительства Москвы, они обойдутся как минимум в полтора раза дешевле, ничуть не потеряв по своему функционалу. По его словам, из 67 запланированных к строительству станций метро только десять будут глубокого заложения (хотя по первоначальным планам их было практически половина). Это станции «Фонвизинская», «Бутырская», «Марьина Роща», «Окружная», «Верхние Лихоборы», «Третьяковская», «Деловой центр», «Волхонка», «Плющиха» и «Нижняя Масловка». Существующие технические нормативы, сложности с рельефом, стыковки с другими станциями не позволяют поднять их выше. Ведь у каждой станции - свои особенности проектирования. К примеру, «Нижняя Масловка» станет пересадочной на станцию «Савеловская» Серпуховско-Тимирязевской линии. А она - глубокая, и здесь, как говорится, ничего не попишешь. Зато остальные станции на этой ветке перепроектировали, сделав станциями мелкого заложения и сэкономив тем самым миллиарды рублей.

Станции эти будут делать так называемым открытым способом - не на глубине нескольких десятков метров, а прямо с поверхности земли, в открытом котловане. Глубина котлована при этом варьируется примерно от 15 до 30 метров. Углубляться дальше, по словам Владимира Швецова, просто нерентабельно, поскольку с каждым метром, пройденным вниз, растут и затраты. Поэтому, скажем, котлован на будущей станции «Ходынское поле» вырыли сейчас глубиной 28 метров. После этого котлован скрепили и запустили один тоннелепроходческий щит. Затем начнется строительство станционного комплекса. Но, накрыв мощным слоем железобетона, его не просто закопают, а используют это пространство под автомобильную парковку, строительство площадей торгового или какого-то иного назначения. Вот вам еще одно рациональное решение. И решения такие, кстати, разрабатываются сейчас индивидуально для каждой из будущих станций.

Решено оптимизировать, усовершенствовать и некоторые другие составляющие, унаследованные из советского прошлого, уйти от излишне помпезных решений при оформлении станций и от придания им некоторых сопутствующих функций.

- Нами мыслится, что станция метрополитена - это не музей, не объект гражданской обороны, а прежде всего транспортное сооружение, - подчеркнул Владимир Швецов. - Исходя из этого, мы в основном и принимаем те решения, которые позволяют использовать его по основному назначению - для перевозки пассажиров.

Владимир Мохов

Развитие метрополитена, Департамент строительства

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: