Главная / Статьи

Метро уйдет в деревню

Утверждены зоны размещения нескольких станций нового радиуса от «Улицы Новаторов» до «Сосенок»

Новая линия метро от Третьего пересадочного контура в новую Москву начинает приобретать конкретные очертания: в конце прошлой недели мэрия утвердила границы зон размещения четырех из семи станций радиуса, стартующего от «Улицы Новаторов». Две из них («Улица Академика Опарина» и «Улица Генерала Тюленева») будут обслуживать жителей Юго-Западного округа, станция «Славянский мир» появится у одноименного многофункционального комплекса на 41-м км МКАД, а «Мамыри» рядом с одноименной деревней в перспективе станет одним из крупнейших транспортных хабов новой Москвы. Сроки строительства первого участка радиуса - 2020 год, в дальнейшем на нем появятся еще три станции: «Коммунарка», «Столбово» и «Сосенки».

Первые станции метрополитена в новой Москве откроются спустя четыре года после присоединения к столице – в 2016 году. Они послужат началом для развития скоростной транспортной системы новых территорий, которая в идеале должна состоять из трех веток метрополитена и линии скоростного трамвая.

Помимо завершения работ на станциях «Румянцево» и «Саларьево» Сокольнической ветки строителям предстоит построить продолжение Калининско-Солнцевской линии до Рассказовки (а в перспективе до «Внуково») и проложить новый радиус от станции «Улица Новаторов» Третьего пересадочного контура (ТПК) до деревни Сосенки.

Как сообщила пресс-служба горадминистрации, ГЗК под руководством Сергея Собянина одобрила границы зон размещения некоторых станций, которые должны быть построены на новой ветке до конца 2020 года. (Изначально предполагалось, что линия от ТПК в новую Москву будет состоять из шести станций, однако позже к ним добавился «Славянский мир» на 41-м км МКАД.) Станции «Улица Академика Опарина» и «Улица Генерала Тюленева» будут обслуживать жилые кварталы Юго-Западного административного округа, а также крупные городские объекты, в том числе Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии на ул. Академика Опарина», – рассказали в столичной администрации. Зоны размещения станций «Славянский мир» и «Мамыри» учитывают пассажирские потоки, которые будет генерировать многофункциональная застройка, развивающаяся вдоль МКАД и Калужского шоссе. В мэрии уточнили, что рядом с метро «Славянский мир» и «Мамыри» планируется построить крупные транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). «Появление новых ТПУ облегчит дорогу жителям новой Москвы до центра столицы, создаст комфортные условия для ожидающих наземный общественный транспорт и повысит его привлекательность. А организация перехватывающих парковок позволит разгрузить московские дороги», – отмечает глава стройкомплекса Марат Хуснуллин.

Судя по объемам строительства, запланированного в ближнем поясе новой Москвы, метро там действительно необходимо. Например, в рамках проекта «Славянский мир» возводится недвижимость общей площадью 1,38 млн кв. метров, в том числе крупный торгово-ярмарочный комплекс, включающий предприятия торговли, офисы, гостиницы, рестораны и сервисные учреждения. Рядом с деревней Мамыри предусмотрено строительство ТВК «Лотос-Сити» объемом 1,5 млн кв. метров (первая очередь площадью 350 тыс. кв. метров уже готова). А всего, по данным «Московской перспективы», в этой «точке роста» новой Москвы планируется построить 6,1 млн кв. метров недвижимости, из них 600 тыс. кв. метров жилья и 5,5 млн кв. метров коммерческих объектов.

К строительству нового радиуса метро от ТПК на присоединенные территории городские власти рассчитывали привлечь китайских строителей. В 2014 году китайские компании China International Fund Ltd и China Railway Construction Corporation подписали меморандум о намерениях с генеральным подрядчиком строительства метро в Москве - ОАО «Мосинжпроект». Потенциальные затраты зарубежных инвесторов оценивались в 2 млрд долларов. Взамен им пообещали участки под строительство жилья, офисов и торговых центров. Однако до заключения сделки дело так и не дошло. Китайцы быстро «ездят» (компании из Поднебесной являются мировыми лидерами по скорости строительства), но очень медленно «запрягают». Кроме того, рухнувший рубль явно не способствовал привлекательности проекта.

Тем не менее, городские власти не утратили надежды привлечь в строительство метро на присоединенных территориях внебюджетные деньги. «Новые СНИПы позволяют сэкономить существенные средства и, что не менее важно, сократить сроки проведения строительных работ. Это делает такие проекты «подъемными» для инвесторов», – отмечают в горадминистрации. С привлечением частных инвестиций, по мнению чиновников, может быть построен не только новый радиус от «Улицы Новаторов», но и продолжение Сокольнической линии за Саларьево. В случае реализации этих проектов объем привлеченных частных средств составит около 50 млрд руб. за 5-6 лет.

В Министерстве транспорта РФ к подобным инициативам Москвы относятся с пониманием. «Основа для того, чтобы в России могли появляться частные ветки подземки, уже заложена в действующем законе «О концессионных соглашениях», где метро отнесено к объектам концессии, поэтому нет ничего удивительного в том, что в ряде регионов муниципальные власти пытаются привлечь частный капитал в метро», – отмечают в ведомстве. Сам Минтранс два года назад разработал законопроект «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта», который также предусматривает возможность использования механизмов частно-государственного партнерства для развития внеуличных транспортных систем. В частности, в документе отмечается, что услуги по транспортному обслуживанию на инфраструктуре метрополитена могут осуществлять компании, получившие эту инфраструктуру на одном из вещных прав (в том числе и при покупке-продаже, приобретении акций метрополитена и т.д.). Госорганы должны будут заключать с такими компаниями договоры транспортного обслуживания, цену которых предполагается рассчитывать как разницу экономически обоснованных расходов перевозчика и суммы доходов в виде оплаты пассажиров за проезд. При этом оплата проезда по согласованию сторон может быть потрачена на инвестиционные цели метрополитена.

В целом в новой Москве к 2035 году должно быть построено более 40 км линий метро. По словам главы стройкомплекса Марата Хуснуллина, транспортные коридоры для строительства линии подземки в ТиНАО заложены в территориальных схемах развития присоединенных территорий, которые были утверждены в конце 2014 года. «Мы закладываем транспортные коридоры, поскольку в ТиНАО будут жить 1,5 млн человек и их необходимо обеспечить достойной транспортной инфраструктурой», – отмечает заммэра. «Сегодня по объему метростроения и темпам ввода объектов Москва, безусловно, лидирует в мире. Наши строители освоили прогрессивные технологии сооружения тоннелей без помех для эксплуатации различных магистралей, с использованием метода продавливания, защитных экранов из труб и грунтоцементных свай, – комментирует руководитель научно-инженерного центра освоения подземного пространства ОАО «Мосинжпроект» Валерий Меркин. – Городская программа строительства метрополитена, на мой взгляд, должна не только обеспечить создание комфортной транспортной инфраструктуры в Москве, но и стать отправной точкой для восстановления отечественной отрасли метростроения на всех ее позициях».

Елена Егоршина

Развитие метрополитена, Метрополитен

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: