Главная / Статьи

Метро достроят по конкурсу

Архитекторам разрешат по-своему украсить подземные дворцы.

Архитектурные решения для новых станций столичного метрополитена планируется отбирать по конкурсу. Об этом в рамках выставки "Арх Москва-2013" сообщил главный зодчий города Сергей Кузнецов.

До последнего времени на оформление подземки существовала монополия: проекты всех станций Московского метрополитена и большинства метрополитенов России разрабатывал институт «Метрогипротранс».

Когда-то, в начале пути, станционные залы столичного метро проектировались по конкурсу. В частности, архитектурные решения для «Маяковской», «Кропоткинской», «Площади Революции», «Новослободской» и «Автозаводской» разработал выдающийся советский архитектор Алексей Душкин. Позже эти работы получили международное признание (награды в Париже, Брюсселе и Нью-Йорке, а также две Госпремии СССР), а сам Душкин теперь считается создателем подземной урбанистики.

Новое руководство Москомархитектуры (МКА) надеется возродить эти славные традиции. Как сообщил в четверг Сергей Кузнецов, город планирует проводить конкурсы на архитектурные решения для новых станций метрополитена. Это непростая задача, так как тендеры на проектирование проводятся в рамках 94-ФЗ, и оформление станций разрабатывается вместе с конструктивом. «Нужно как-то интегрировать в эту схему архитектурные решения, отобранные на конкурсе», – говорит Кузнецов.

До 2020 года в Москве планируется построить 161 км дополнительных путей и 78 новых станций. Уже начаты работы по сооружению Третьего пересадочного контура (ТПК), а также первой линии на присоединенные территории от «Юго-Западной» в «Саларьево». Все конструкции станций проектируются по утвержденным типовым решениям. Глубокие станции бывают колонными и пилонными. Мелкие – сводчатыми и двухпролетными. Что касается внешнего облика, то он может быть совершенно любым. Здесь все зависит от таланта архитектора и его видения: затраты на отделочные работы – это копейки от общей стоимости. «Экономить на них – задачи не стоит», – утверждают в Стройкомплексе.

Предполагается, что Мосинжпроект (или Метрогипротранс) разработает техническое задание для будущих конкурсантов. Задача архитекторов – разработать интерьер и дизайн зала, соответствующий его конструктивным особенностям. Сергей Кузнецов говорит, что качественные архитектурные решения, отобранные в конкурентной борьбе, одинаково важны и для центра города, и для периферии.

Источник в МКА рассказал «МК», что наиболее подходящими кандидатами для проведения конкурса являются станции проектируемой Солнцевской линии. «Там, где уже закончены тендеры и идет строительство тоннелей, изменить что-либо вряд ли возможно, поскольку затраты на интерьеры уже включены в общую смету работ», – поясняет он. Предполагается, что на Солнцевской линии разместятся 6 станций с условными названиями «Мичуринский проспект», «Очаково», «Терешково», «Солнцево», «Боровское шоссе» и «Ново-Переделкино». Как ранее сообщил глава Стройкомплекса Марат Хуснуллин, окончательные наименования им также подберут по конкурсу.

Так архитекторы предложили спроектировать «Мичуринский проспект». Но этот эскиз может быть пересмотрен.

Елена Егорова

Градостроительство, Сергей Кузнецов

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: