Главная / Статьи
15 октября 2012 г. 11:21, Градостроительная политика

Мэр всегда за компромисс

То, что журналисты стремятся получить информацию из первых рук, понятно. Но и Мэр не ограничивается короткими формальными ответами. Для него очень важно подробно разъяснить суть проблем, которые сегодня решает город, он не уходит от неудобных вопросов, высказывая по ним свою точку зрения. Встречи московского Мэра с журналистами уже вошли в традицию. Но дежурными, как говорится, для галочки, их не назовешь.

А почти два года на посту Мэра были очень и очень непростыми. Сергей Семенович признался: чем больше мы трудимся, тем больше проблем. Их действительно немало. Ведь Правительством разработано 16 целевых отраслевых программ, касающихся всех сторон развития столицы. На их реализацию направляется 95 процентов городского бюджета. Строительство метро, реконструкция дорог, создание интеллектуальной транспортной системы, парковочного пространства, благоустройство дворовых территорий, столичных парков и другие. Правительство приступило к модернизации столичного здравоохранения, реформируется система образования. «Мы еще не приняли только одну программу – по экологии, – сказал Мэр, отвечая на вопрос «МП». – Это очень сложная программа, и мы ее не приняли потому, что город получил совершенно новую территорию, где надо решать и новые задачи. Это огромный лесной фонд, парковые территории, зеленые массивы. И нам предстоит с ними еще серьезно разбираться».

Происходящие изменения москвичи уже видят и могут высказать свое к ним отношение. С.Собянин говорит, что для него особенно важно слушать мнение москвичей, знать, что их волнует. Вот почему Правительством создан электронный портал «Наш город», с помощью которого горожане могут высказывать свои предложения, замечания, оценивать благоустройство города, столичных дворов, ситуацию на дорогах. Создание портала «Наш город» стало пилотным проектом, такого нет в большинстве городов. «Мы и дальше будем запускать такие проекты», – говорит Мэр. В самое ближайшее время будет создан еще один портал – «Дома Москвы», благодаря ему жители смогут оперативно информировать, как содержатся их дома.

«Никакая инспекция – административная, жилищная – настолько эффективно не будет работать, как работают в этом плане сами жители города», – говорит Мэр. Высказанные москвичами предложения не складываются на полку, а серьезно в кратчайшие сроки анализируются. «Мы очень жестко ведем их мониторинг», – констатировал С.Собянин. Порталы очень хорошо показывают, где у города, в префектурах, управах есть недоработки, или работы плохо выполнены, или затягиваются. Сейчас Правительство создает единый центр для управления городскими порталами, чтобы в автоматическом режиме видеть, как исполняются поручения жителей, а не делать это в ручном режиме.

Но, задали Мэру вопрос, складывается впечатление, что вам нередко приходится переходить на режим ручного управления, действовать, как говорится, кнутом?

С.Собянин ответил, что в городе реализуются даже не сотни, а тысячи проектов. Вмешиваться же приходится в том случае, когда чиновники окружного или районного уровня не обращают внимания на жалобы москвичей либо не реагируют на решения столичного Правительства. «Это нужно делать, чтобы подчиненные были в тонусе, – уверен С.Собянин. – И если я вижу, что чиновники не реагируют на замечания жителей, на исполнение наших решений, я буду реагировать. Но без этого система управления не строится».

Должность руководителя города такова, что нередко для реализации крупных городских проектов, для улучшения обстановки, скажем, на московских дорогах приходится принимать и непопулярные меры.

«Я не собираюсь добиваться дешевой популярности, – говорит С.Собянин. – В Москве много хронических болезней, которые леденцами и пряниками не вылечишь. Поэтому придется и в будущем принимать непопулярные, но необходимые меры для нормальной жизнедеятельности города. Крупные инфраструктурные проекты всегда затрагивают чьи-то интересы. Почему-то думают, что если расширят дорогу, людям будет хуже. Но забывают, что на узких дорогах машины простаивают в пробках, чадят». Тем не менее, считает Мэр, диалог необходим. И когда есть возможность компромисса, мы всегда за компромисс.

Но город не откажется от выделенных полос – вот порядок на них наводить надо: «Мы должны создать такую ситуацию, когда на общественном транспорте можно будет доехать быстрее и дешевле. Тогда будет желание пересесть с автомобиля на общественный транспорт. Во всех странах мира общественный транспорт движется по выделенной полосе и машины ему не мешают».

Мэр подробно остановился на реализации крупнейших городских проектов, и прежде всего – на строительстве метрополитена. К 2020 году в столице должно быть построено 150 километров подземных линий, а количество станций увеличится до 252. Объемы колоссальные. Уже сейчас метростроители выходят на 90 площадок, такими темпами метро никогда не строилось. Но выдержит ли город взятый темп?

С.Собянин согласился, что реализация проекта потребует от Москвы концентрации всех ресурсов – строительных, проектных, финансовых. Но проект подкреплен всем необходимым. «Если будут какие-то сбои в экономике города, привлечем кредитные ресурсы», – говорит Мэр. Но выполнить планы необходимо. Московская подземка является одной из самых перегруженных в мире, и одна из основных задач заключается в том, чтобы обеспечить шаговую доступность к станциям метро для большей части жителей столицы. «Во многом это решит транспортные проблемы Москвы. По крайней мере у жителей появится нормальная возможность доехать до метро без всяких пересадок», – заключил Мэр.

Одна из ключевых задач, которые сегодня решает Правительство города, – модернизация столичного здравоохранения.

Мэр рассказал о создании в Москве медицинских учреждений нового типа – амбулаторно-поликлинических центров. В одном из них, на улице Заморенова, Мэр на днях побывал. Он развеял опасения жителей в отношении новой организации поликлинической помощи. В связи с появлением подобных объединений ни одна поликлиника ликвидирована не будет, заверил С.Собянин. Районные маленькие поликлиники входят в состав крупного амбулаторного центра, во главе которого стоит крупный диагностический центр. В таких центрах жители смогут получить консультации узких специалистов, кроме того, появится дополнительная возможность проводить диагностические процедуры на высокотехнологичном оборудовании, которого не было в районных поликлиниках.

А вот что сегодня является серьезной проблемой для столичного здравоохранения, так это медицинское обслуживание мигрантов. Несколько дней назад заммэра по вопросам социального развития Леонид Печатников на встрече с журналистами говорил, что город становится своего рода центром «медицинского туризма». Конечно, все люди болеют, и Москва их лечит, предоставляя койки в больницах. Но дело в том, что медицинское обслуживание, которое получают в столице мигранты, никем не оплачивается, и проблему эту решать необходимо. «Мигранты, – сказал Мэр, – поступают в клиники на неплановые операции с запущенными случаями, и им требуется дорогостоящая помощь. Они ее получают, но у нас нет федерального закона, согласно которому человек, который приезжает в Россию, в Москву, имел бы при себе страховой полис, и отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования они не делают». В результате, по словам Мэра, город получает «большие проблемы». Московские власти выступили с предложением (есть и поручение президента проработать этот вопрос), чтобы мигранты были обеспечены страховыми медицинскими полисами. Но помимо этого обращения на федеральный уровень, в Москве с будущего года будет введено добровольное отчисление средств работодателей на медицинское обслуживание трудовых мигрантов, которых они приглашают в столицу.

С.Собянин рассказал об изменениях в сфере столичного образования. За последние два года, по его словам, заработная плата московских учителей увеличилась практически в два раза, была изменена и система финансирования московских школ: теперь оно зависит от количества учеников в каждом классе и каждой школе.

Речь на встрече шла о вопросах, связанных со строительством в городе, освоением новых территорий.

В центре Москвы очень много территорий, которые давно огорожены и не осваиваются. Как думают поступать с ними московские власти? Мэр ответил, что такие площадки постараются «разморозить и придать им жизнь». Конкретно речь коснулась Триумфальной площади и Зарядья. «Мы объявили конкурс по поводу Зарядья, – ответил Мэр. – Получили около ста проектов, где предлагалось самое различное видение этого места. Они активно обсуждались участниками конкурса, вызывали немало споров. Сейчас на базе этих проектов готовим техническое задание, чтобы объявить уже конкурс, в котором примут участие профессиональные архитекторы. Основная концепция развития Зарядья остается – здесь будет парк». Что касается Триумфальной площади, где планируется создать подземный паркинг, то уже сегодня видно, что значительная часть огороженных площадей может быть отдана для эксплуатации городу.

- Можно ли противостоять застройке, которая идет на новых территориях? Там много точечной застройки.

- Если бы речь шла только о точечной застройке! Там строятся огромные дома без нормальной транспортной инфраструктуры, собственно, территория застраивается так, как и другие районы Подмосковья. Для этого мы и взяли этот сегмент, чтобы там что-то изменить, чтобы эта огромная территория не превратилась в безликую застройку из панельных домов. Там выдано разрешений на 10 млн квадратных метров. Остановить процесс достаточно сложно. Но что касается новых разрешений, то мы будем смотреть с точки зрения уменьшения этажности, плотности застройки и, самое главное, создания там рабочих мест, чтобы не получился жилой район, где нет ни рабочих мест, ни инфраструктуры. Этого, конечно, допускать нельзя. Мы будем добиваться от инвесторов строить 50 на 50. Сейчас мы работаем над техническим заданием, чтобы разработать генеральный план развития территории. Думаю, что в 2014 году он должен быть создан.

Но уже сегодня в ручном режиме мы начинаем исправлять ситуацию, создавая инфраструктурные проекты и пытаясь приостановить застройку.

Комплексная застройка сложившихся районов на территории старой Москвы, когда инвестор заходит на территорию и создает там и жилье, и инфраструктуру, будет продолжаться.

Мэр Москвы С.Собянин заявил, что готов к проведению досрочных выборов на пост столичного градоначальника в случае необходимости.

«По закону выборы Мэра должны быть в 2015 году. Что касается моих желаний, они совпадают с желанием москвичей. Если будет потребность проводить досрочные выборы, я согласен», – сообщил С.Собянин журналистам. Еще сказал, что готов участвовать в выборах в случае, если будет ощущать поддержку москвичей. «Не имея поддержки москвичей, идти на выборы, наверное, бессмысленно», – подчеркнул столичный градоначальник.

«Я не собираюсь добиваться дешевой популярности, – говорит С.Собянин. – В Москве много хронических болезней, которые леденцами и пряниками не вылечишь. Поэтому придется и в будущем принимать непопулярные, но необходимые меры для нормальной жизнедеятельности города. Крупные инфраструктурные проекты всегда затрагивают чьи-то интересы. Почему-то думают, что если расширят дорогу, людям будет хуже. Но забывают, что на узких дорогах машины простаивают в пробках, чадят». Тем не менее, считает Мэр, диалог необходим. И когда есть возможность компромисса, мы всегда за компромисс.

Нина Баталова

Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: