Главная / Статьи

Меньше тормозить

От пробок спасут новые магистрали и "умные" светофоры.

Столичный Департамент транспорта составил прогноз дорожного будущего Москвы. По пессимистическому сценарию, если сейчас не предпринять эффективных мер, через 13 лет перегруженность автомагистралей увеличится вдвое. А среднестатистический житель столицы будет тратить на дорогу от дома до работы более четырех часов. Чтобы избежать коллапса, городские власти разработали комплексную программу, которая включает в себя организацию новых дорог и пересадочных узлов, строительство станций метро и перехватывающих парковок. В 2012 году на развитие транспортной системы в бюджет Москвы заложено 104 млрд рублей.

Полжизни в пробке

По словам первого заместителя руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Евгения Михайлова, уже сегодня транспортная система города перегружена на 40%.

- Существует перевес потребностей в улично-дорожной сети над имеющимися ресурсами, - пояснил господин Михайлов. - В отношении личного автотранспорта перекос составляет 75% от пропускной способности дорог, по общественному транспорту - более 30%.

Из-за диспропорции москвичи в среднем тратят на дорогу на работу и обратно более трех часов в день. Но такие затраты могут увеличиться к 2025 году на четверть, если в дальнейшем не решать имеющиеся проблемы. Это обязательно произойдет в том случае, если пропускная способность московских магистралей существенно не вырастет: общая перегрузка дорожной сети к этому же сроку удвоится.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что больше всего на пропускную способность улиц влияют неправильно припаркованные автомобили. Внутри Бульварного кольца припаркованы с нарушениями более 54% автомобилей, число нарушителей между Садовым и Бульварным кольцами - 33%, между Садовым кольцом и Третьим транспортным - более 29%.

Миллиарды на строительство

Транспортные проблемы в Москве накапливались десятилетиями, быстро решить их не получится. Однако столичные власти сформировали комплексную программу «реанимации». До конца 2016 года на реконструкцию транспортной сети город планирует потратить 1 трлн 616 млрд рублей. В этом году в столичном бюджете зарезервировано 104 млрд рублей на развитие и приведение в порядок транспортной инфраструктуры. До конца года стройкомплекс Москвы намерен сдать в эксплуатацию почти 70 км дорог, около 50 из которых - магистральные. Кроме того, будет сделан задел еще на 65 км дорог.

Планируется строительство трех транспортных хорд - Северо-восточной, Северо-западной и Южной. Большая работа предстоит по развитию железнодорожного транспорта Москвы, которая предполагает прокладку 500 км новых путей.

Заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявил, что Московская кольцевая автодорога будет расширена и получит несколько участков-дублеров.

Намечена реконструкция всех 19 вылетных магистралей: для 15 из них уже готовы проекты, на семи ведутся работы. Реконструкция предусматривает расширение проезжей части, строительство переходов и эстакад, организацию дорог-дублеров и выделенных полос для пассажирского транспорта. Общая протяженность реконструируемой сети составляет 270 километров. Все работы планируется провести в течение пяти лет. Однако строители готовы работать стахановскими темпами. Например, на ремонт Варшавки, начатый в конце 2011 года, по графику отводилось больше 18 месяцев. Однако сейчас сроки сокращены почти вдвое.

Для улучшения транспортного сообщения между микрорайонами Москвы будет разработан список мероприятий по дорожному строительству. Московская мэрия поручила префектурам проанализировать ситуацию в своих районах. Пока в качестве локальных мер в городе предложено внедрять интеллектуальную систему регулирования дорожного движения. Уже в этом году на 20 перекрестках установят «умные» светофоры. Они будут управляться датчиками движения, обеспечивая «зеленый коридор» на загруженных участках. В настоящее время такая система действует на перекрестке около метро «Щукинская», благодаря чему его пропускная способность увеличилась на 20%.

Особые надежды столичные власти связывают с ускоренным развитием метрополитена. В 2011 году было открыто три станции - «Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово», а протяженность линий увеличилась всего на 4,5 километра. Но в этом году планируется построить уже 8,5 км линий метрополитена. На Арбатско-Покровской линии появится новая станция «Пятницкое Шоссе», которая соединится с «Митино». На Калининской линии конечной станет «Новокосино». Замоскворецкая (зеленая) линия удлинится за счет станции «Алма-Атинская».

Торговцы станут инвесторами

Кроме бюджетных средств для развития транспортной инфраструктуры, в том числе МКАД, стройкомплекс намерен активно привлекать деньги частных инвесторов. В ближайшее время будет составлен список владельцев земельных участков, расположенных в шаговой доступности от строящихся и проектируемых дорожных развязок, станций метро, пересадочных узлов и шоссе. Как полагают чиновники, землевладельцы будут заинтересованы стать финансовыми «донорами». Так как в конечном итоге это повысит привлекательность их имущества.

- Хотите увеличить капитализацию ваших участков - вносите свой вклад в транспортную инфраструктуру, - посоветовал бизнесменам заммэра Марат Хуснуллин.

Разработку проектов планировок стройкомплекс возьмет на себя - они будут выполнены за счет средств города.

Представители бизнеса данную идею поддерживают.

- Мы рассматриваем возможность расширения существующего съезда и выезда с МКАД для торгового центра «МЕГА Теплый Стан», - заявили в пресс-службе IKEA, которой принадлежит и сеть «МЕГА».

С коллегами согласен и Тео ван дер Пласс, директор по инвестициям «Ашан Россия». Однако, по его словам, с конкретными предложениями к нему пока никто не обращался.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Ускорение - не помеха качеству

Чтобы ремонт и реконструкция дорог еще больше не усугубляли транспортную обстановку, мэр Москвы Сергей Собянин поставил перед строителями задачу все работы провести как можно быстрее. О том, как ускорение может повлиять на конечный продукт, «Московской перспективе» рассказал первый вице-президент ЗАО «Объединение «ИНГЕОКОМ» Дмитрий ЕВСЕЕВ.

- Может ли негативно сказаться на качестве работы сокращение сроков строительства и реконструкции магистралей?

- Я считаю, что сокращение сроков реконструкции магистралей не должно повлиять на качество работ. На своих объектах ИНГЕОКОМ выстроил технологический процесс таким образом, чтобы этого не произошло. В частности, на Варшавском шоссе в зимний период велось бетонирование опор разворотной эстакады возле МКАД. Бетон набирал прочность в специальных обогревающих конструкциях - «тепляках». В результате проверка Мосгосстройнадзора показала, что прочность бетона составляет более 100% от проектной. В то же время работы по благоустройству верхних слоев асфальта и отделочные работы мы запланировали на теплое время года.

- Какие современные технологии применяются при строительстве транспортной инфраструктуры в Москве?

- Перекладка инженерных коммуникаций под проезжей частью Варшавского шоссе будет вестись закрытым способом, чтобы не создавать помех для движения транспорта во время реконструкции магистрали. Эта работа будет выполняться с применением метода микротоннелирования и горизонтально-направленного бурения. В последнее время на рынке появились совершенно новые машины и оборудование, которые позволяют сократить сроки проходки ровно в два раза. Теперь под землей можно делать прокол не просто прямой линией, но и уходить влево или вправо, а также двигаться вверх или вниз. Все эти меры направлены на то, чтобы во время реконструкции движение транспорта на Варшавском шоссе не останавливалось.

Наталья Александрова

Новости города, Прямая речь, Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: