Главная / Статьи

Ленинским путем

Вокруг реконструкции вылетной магистрали на юго-западе развернулась серьезная дискуссия.

Городские власти в ближайшее время намерены начать работы по организации бессветофорного движения на Ленинском проспекте. Однако уже сегодня вокруг проекта реконструкции вылетной магистрали разгорелись нешуточные споры. Столичная мэрия заявляет, что обустройство Ленинского позволит более чем в два раза сократить время проезда по трассе. Оппоненты утверждают, что бороться с пробками предлагаемым способом все равно что «лечить ожирение, постоянно ослабляя ремень».

Ленинский проспект является ключевым радиальным направлением на юго-западе Москвы – он соединяет центр города с новыми территориями. Участок магистрали от площади Гагарина до МКАД, на котором предполагается организовать бессветофорное движение, составляет 12 километров. «Реконструкцию Ленинского проспекта придумали не сейчас, это было определено Генпланом Москвы, утвержденным в 2010 году», – отмечает главный инженер НИиПИ Генплана Михаил Крестмейн.

Сегодня Ленинский проспект остается одной из самых загруженных магистралей: его продолжением является Киевское шоссе, которое ведет к аэропорту «Внуково». «Если в настоящее время в час пик, чтобы проехать по проспекту, нужно минут 40, после реконструкции это время сократится в два или два с половиной раза. При этом Ленинский – не скоростная магистраль. Скорость движения на нем не должна превышать 60 км/час, как и везде в черте города», – подчеркивает господин Крестмейн.

Подготовленный проект планировки предполагает сооружение пяти крупных транспортных объектов. На пересечениях с Университетским проспектом, улицей 26 Бакинских Комиссаров и Ломоносовским проспектом планируется построить тоннели, на улице Обручева и улице Кравченко запроектированы эстакады. «При разработке проекта учитывались свойства рельефа: там, где дома находятся достаточно далеко от дороги, выбраны эстакады. На пересечении улицы Лобачевского с улицей Обручева рельеф подсказывал: если сделать тоннель, он будет очень глубоким. Вторая эстакада, которая пересекает улицы Кравченко, Пилюгина, Новаторов и Удальцова, также определяется рельефом – в этом месте низина», – рассказывают проектировщики.

В городской администрации подчеркивают, что дорога после реконструкции не приблизится к жилым домам ни на сантиметр. «План межевания не задевает придомовые территории, соответственно приближения проезжей части к жилой застройке не произойдет», – заверяет Михаил Крестмейн. Трассу расширят за счет газона, который идет посередине проспекта.

На магистрали появятся шесть подземных пешеходных переходов, оборудованных пандусами и лифтами. Общественный транспорт будет двигаться по выделенным полосам, которые организуют с внешней стороны тоннелей и эстакад. Все остановки планируется обустроить заездными карманами глубиной три метра. «При разработке проекта планировки мы постарались максимально сохранить существующую схему остановочных пунктов и маршрутную сеть, к которой люди давно привыкли. Но если возникнут предложения по переносу или устройству дополнительных остановок, мы постараемся их максимально учесть», – обещает начальник мастерской НПО «Транспорт и дороги» НИиПИ Генплана Денис Власов.

Разгрузить Ленинский проспект, по замыслу городских властей, помогут три новые станции метро Сокольнической линии: «Тропарево», «Саларьево» и станция в районе улицы Удальцова. «Мы давно приняли решение о продлении красной ветки. Идет строительство станции «Тропарево». Далее Сокольнический радиус будет выведен за МКАД. Эти станции будут служить для перехвата той части людей, которые сейчас въезжают в город на автомобилях по Киевскому шоссе», – надеется завотделом перспективного развития транспорта НИиПИ Генплана Георгий Новиков. По его мнению, автомобилистам будет проще и дешевле оставить свои машины на подступах к Москве, а далее воспользоваться подземкой. «Учитывая, что большинство парковок в центре стали платными, а за стоянку в неположенном месте введены высокие штрафы, лучше будет оставить автомобиль у метро. Что же касается жителей Ленинского, то для них в пешеходной доступности строится станция на улице Удальцова, название которой выберут сами горожане», – рассказывает господин Власов.

Авторы проекта заявляют, что реконструкция магистрали позволит не только ликвидировать пробки, но и улучшит экологическую ситуацию. «Сегодня Ленинский проспект с точки зрения санитарно-гигиенических условий проживания – не самая благоприятная территория. Она характеризуется повышенным уровнем шума и предельно допустимых концентраций вредных веществ, прежде всего по диоксиду азота», – предупреждает главный специалист научного объединения окружающей среды, природных и озелененных территорий НИиПИ Генплана Наталья Кирюшина. По данным мониторинга, на отдельных участках опасные для здоровья примеси в воздухе превышают ПДК в 5 и более раз. «После устройства бессветофорного движения концентрация вредных выбросов на наиболее проблемных перекрестах уменьшится в 10 раз», – подсчитала госпожа Кирюшина.

К реконструкции Ленинского проспекта планируется приступить в начале 2014 года. «Однако подготовительные работы могут начаться уже в этом году. Надо проверить качество трубопроводов, пробурить скважины», – рассказывает Михаил Крестмейн. Предстоящей весной проект планировки будет вынесен на общественные слушания.

Сразу после обнародования планов реорганизации движения на трассе в интернете образовалась группа жителей под названием «Нет реконструкции Ленинского проспекта», которая подвергла проект резкой критике. Стоит отметить, что некоторые замечания экспертов, входящих в это сообщество, не лишены здравого смыла. Главный аргумент оппонентов горадминистрации сводится к тому, что расширение проезжей части или демонтаж светофоров на отдельно взятом участке не даст должного эффекта до тех пор, пока существуют бутылочные горлышки (сужение дорог в центре и на выездах из города).

«Ленинский проспект повторит судьбу Ленинградки: пробки просто переместятся с одного места на другое», – рассуждает эксперт Центра исследований транспортной политики Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Егор Мулеев. Кстати, похожую ситуацию сегодня можно наблюдать на бессветофорном Звенигородском шоссе. В выигрыше остались лишь те, кто живет на участке от улицы Сергея Макеева до бульвара Генерала Карбышева. Далее перед мостом через Москву-реку в вечерние часы пик формируется гигантский затор.

Спорным выглядит также решение вынести выделенные полосы за пределы тоннелей и эстакад. «Именно с полос общественного транспорта предусмотрены повороты направо и движение над тоннелями. Там будет постоянно скапливаться частный транспорт. Кусочки выделенной полосы присутствуют только на прямолинейных участках», – отмечают активисты инициативной группы. По их мнению, дополнительные разворотные полосы и съезды на боковые проезды «планируется делать за счет уничтожения изрядной части озелененных территорий». К тому же организация по сути скоростной дороги ослабит пешеходную и велосипедную связь между обеими сторонами Ленинского проспекта.

Инициативная группа на своем сайте опубликовала альтернативный проект реконструкции Ленинского, который предусматривает создание скоростного трамвая посередине магистрали. Однако здесь уже можно возразить жителям: Москва имеет печальный опыт создания широких трамвайных платформ на улице Стромынка. Там на одном из участков дорога была сужена до одной полосы, что грозит полным транспортным коллапсом в этом районе. Впрочем, если на Ленинском трамвай пустить по бульвару, не затрагивая существующую проезжую часть, может получиться неплохой вариант LRT. В частности, аналогичные идеи выдвигали участники международного конкурса на создание концепции развития Московской агломерации.

Елена Егоршина

Новости города, Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: