Главная / Статьи

Крыша для поезда

В городе строятся восемь новых электродепо и столько же реконструируется.

Из 579 поездов, обслуживающих сегодня столичную подземку, большинство ночует прямо на путях, что не позволяет своевременно их осматривать и ремонтировать, -  специализированные депо не строились в городе с 1996 года, когда были введены «Печатники». Но ситуация меняется. Как рассказал в минувшую субботу заместитель мэра столицы, глава стройкомплекса Марат Хуснуллин, власти города приняли решение возвести восемь новых электродепо и столько же реконструировать. На это до 2018 года потратят около 80 млрд рублей.

С 1996 года в Москве введено 30 новых станций метро, около 40 километров тоннелей. Количество вагонов выросло на 20%, до 579 единиц. Однако за это время не было открыто ни одного электродепо для хранения и ремонта подвижного состава, поэтому ночуют поезда прямо в перегонах без должного ежедневного осмотра. Если бы так пошло и дальше, вагоны не то что негде было бы ремонтировать, а даже хранить. Поэтому власти города приняли решение о строительстве восьми новых электродепо: «Митино», «Братеево», «Солнцево», «Лихоборы», «Саларьево», «Челобитьево», «Руднево» и «Южное» и реконструкции восьми существующих - это «Печатники», «Владыкино», «Планерное», «Фили», «Новогиреево», «Северное», «Выхино», «Сокол». Также планируется реконструировать и приспособить для депо завод имени Войтовича, выкупленный недавно у РЖД. По словам Марата Хуснуллина, на это потратят около 8% от стоимости всей программы строительства подземки, или порядка 80 млрд рублей.

В минувшую субботу в рамках традиционного объезда городских строек площадку, где скоро появится депо «Солнцево», посетил глава столичного стройкомплекса. Площадка расположена на территории промзоны на западе Москвы. Подрядчики приступили к расчистке участка и прокладке новых подъездных дорог. Активная стройка корпусов электродепо начнется здесь уже к концу года, а завершить все работы власти планируют в середине 2016-го. «Это будет одно из самых крупных электродепо на территории города, которое сможет принимать для отстоя около 40 составов строящейся Калининско-Солнцевской ветки», - сообщил Марат Хуснуллин.

В этом году уже завершена реконструкция электродепо «Печатники». Раньше там были расположены 24 пути для отстоя и обслуживания составов. Для постоянно растущей Люблинско-Дмитровской линии этого было недостаточно. На путях ночевали 26 из 56 поездов, обслуживающих данное направление. «Это не позволяло качественно осмотреть вагоны и увеличивало холостой пробег, что приводило к дополнительным расходам», - отметил начальник ГУП «Московский метрополитен» Иван Беседин.

В рамках реконструкции площадь электродепо увеличили вдвое - до 14 га. Было построено три дополнительных пролета по пять путей каждый. В следующем году завершится строительство шести станций северного участка салатовой ветки, общее количество составов достигнет 84 единиц. Поэтому параллельно с возведением станций в промзоне Западного Дегунина на площади около 18 га возводится еще одно электродепо для этой ветки - «Лихоборы». В нем, как ожидается, можно будет ремонтировать 44 состава, а в его производственных корпусах предусмотрено 34 места для ночного отстоя поездов.

В этом году власти планируют ввести сразу два новых депо - «Братеево» и «Митино». Строительство обоих началось в прошлом году. Электродепо «Митино» станет самым большим в Европе, оно возводится на площадке 23 га. Работать там смогут около двух тысяч человек. В этом году строители закончат первую очередь - корпус для отстоя составов, в следующем году - ремонтный цех. Проектом строительства предусмотрена установка в электродепо самого современного оборудования, которое закупают в Германии и Франции.

Это, по словам Марата Хуснуллина, позволит снизить трудоемкость и время ремонта вагонов, его себестоимость, а также повысить уровень безопасности движения. Для простых пассажиров, пояснил Иван Беседин, это означает, что на линиях будет ездить всегда только технически исправный подвижной состав. «В этом депо смогут обслуживаться вагоны «Русич», которые перевозят пассажиров на Кольцевой, Бутовской, Арбатско-Покровской и Филевской линиях. Здесь будут проводиться тяжелые виды ремонта 47 составов. А депо «Фили», поезда которого переведут в «Митино», примет подвижной состав Третьего пересадочного контура», - прокомментировал корреспонденту «МП» Иван Беседин.

Депо в Братееве также частично откроется уже в этом году. «Оно будет состоять из нескольких корпусов. Один - для отстоя, хранения 11 составов - будет запущен до конца этого года. Также в декабре мы планируем открыть здесь административно-бытовое здание, где смогут отдыхать рабочие. Еще один корпус, предназначенный для ремонта поездов, планируется ввести в следующем году», - рассказал Марат Хуснуллин.

ГУП «Московский метрополитен» уже приступил к оформлению документов для передачи ремонтного цеха электродепо «Братеево» компании «Трансмашхолдинг», которая будет там обслуживать поезда по контрактам жизненного цикла. Как пояснил Иван Беседин, уже с 1 января 2014 года контракт жизненного цикла начнет действовать также в депо «Новогиреево»: «Дальше мы рассматриваем возможность работы по такой схеме в депо «Владыкино», и если первые опыты докажут свою состоятельность, мы будем передавать и другие депо для обслуживания составов по контрактам жизненного цикла».

Подобрать площадку под строительство депо в плотно застроенном городе - это героическая работа, отметил Марат Хуснуллин: «Мы сейчас подбираем участки под корпуса для отстоя и ремонта составов Третьего пересадочного контура. Меньше 13 га площадка быть не может, поскольку технологически на ней нельзя разместить депо, а свободных больших участков в городе нет. Приходится подолгу договариваться с владельцами земли. Это, может быть, невидимый для москвичей, но каждодневный труд сразу нескольких органов власти: метрополитена, префектуры, департамента городского имущества, подразделений стройкомплекса».

Недавно властями Москвы был выкуплен у РЖД завод по модернизации и строительству вагонов имени Войтовича, там планируется создать депо для поездов второго кольца метрополитена. Как пояснил Марат Хуснуллин, железнодорожникам завод был не нужен, поэтому его выставили на продажу. Завод находится на шоссе Энтузиастов в районе Третьего транспортного кольца, его территория - 170 тыс. кв. метров - включает в себя около 35 различных строений общей площадью около 100 тыс. кв. метров. Теперь завод ждет реконструкция.

Завершить все работы по строительству и реконструкции электродепо столичные власти намерены до конца 2018 года.

Александр Шибанов

Градостроительство, Марат Хуснуллин, Электродепо

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: