Главная / Статьи

Контуры дворцов и парков

Исторические объекты на трассе новой кольцевой линии метро

Через несколько лет в Москве появится еще одна кольцевая транспортная система - Третий пересадочный контур метрополитена. Линия длиной 59 километров станет важным связующим элементом столичной подземки наряду с Кольцевой (недавно отметившей свое 60-летие) и группой пересадочных узлов в центре.

Новый контур позволит пассажирам пересаживаться на все радиальные линии метро, на электрички и междугородние автобусы. Станции появятся и в районах, пока что не охваченных сетью метрополитена, - в Лефортове, на Ходынском поле, у Нагатинского Затона и т.д. К тому же этой линией можно будет пользоваться и в качестве экскурсионного маршрута, ведь возле ее станций немало интересных исторических мест и архитектурных достопримечательностей.

1 Авиаторы и аристократы

Полным ходом сейчас идет строительство станции метро «Петровский парк». Ее планируется открыть в составе первой очереди Третьего пересадочного контура - в 2015 году. С давних времен Петровский парк - одно из любимейших мест отдыха москвичей. Когда-то эти земли принадлежали Высоко-Петровскому монастырю, который, как считают некоторые историки, был основан митрополитом Киевским и всея Руси Петром в конце XIV века. Видимо, от его имени и произошло название парка.

В окрестностях станции сохранились дачи российских богачей рубежа ХIХ - начала ХХ века в стиле модерн, в том числе знаменитый «Черный лебедь» Николая Рябушинского. Неподалеку - жилые дома художников на Верхней Масловке (интересные образцы архитектуры 30-х годов). К той же эпохе относятся и наземные павильоны станции метро «Динамо» - смесь изысканного ар-деко со сталинским классицизмом.

Но главная историческая реликвия этой местности, конечно же, Петровский путевой (подъездной) дворец. Построенный в честь победы над турецкой армией 240 лет назад, он в ХХ веке был и Музеем Красной авиации, и Военно-воздушной инженерной академией им. Н.Е. Жуковского. Не прошла мимо дворца и Отечественная война 1812 года: именно в этом роскошном здании, стоящем в стороне от охваченной пожаром Москвы, находилась некоторое время ставка Наполеона. Из окон дворца французский император наблюдал огненный шквал над городом. В годы Первой мировой войны в этих старинных стенах разместили госпиталь.

Но построен был дворец для сугубо мирных дел: в нем знатные особы останавливались после длительного путешествия из Петербурга. Переночевав здесь, они совершали наутро парадный въезд в Москву. Архитектор Матвей Казаков спроектировал здание в излюбленных им неоготических формах. Во времена Екатерины II этот стиль напоминал о героических событиях древности и служил символом европеизации. Много позднее, при Николае I, в готике стали выискивать «вредные» масонские знаки. В наши дни Петровский дворец вернул себе статус элитной гостиницы. Проходят здесь и деловые, и торжественные мероприятия. Правда, рядовым горожанам попасть внутрь двора и здания по-прежнему затруднительно. Военные летчики держали дворец под строгим караулом, нынешнее руководство отеля распахивает двери лишь для экскурсионных групп.

2 Шары на пожарной башне

Почти восемь десятилетий назад от станции «Сокольники» отправился первый поезд Московского метрополитена. На протяжении многих лет она была конечной, потом линию дважды продлевали, а теперь будет построен пересадочный узел с Третьим контуром метро.

Район этот знаменит в первую очередь своим большим и красивым парком. В нем в конце ХIХ века традиционно устраивались майские гулянья. «Там действовали карусели, качели, по роще ходили шарманщики и хоры русских песенников, чайницы у своих столов зазывали гуляющую публику попить у них за столиками чайку. Около чайных палаток дымились самовары, ходили разносчики с разными закусками. Группы гуляющих располагались в роще прямо на траве», - вспоминал литератор Иван Белоусов.

В ту же пору, 140 лет назад, на Русаковской улице построили самое высокое здание района - полицейско-пожарную часть с каланчой. Пожары в Москве, тогда преимущественно деревянной, были сущим бедствием, боролись с ними путем строительства наблюдательных башен. (Слово «каланча» в переводе с татарского - «вышка».) Сокольники тоже горели часто, и башню для пожарных здесь спроектировал архитектор Максим Геппенер - признанный специалист по служебным и общественным зданиям. Со смотровой площадки каланчи открывался вид на Сокольники и некоторые прилегающие районы: башня вплоть до 1930-х годов оставалась одной из самых высоких точек города. Верхнюю часть каланчи оборудовали обходной галереей с ажурными кронштейнами крепления. Дежурный вывешивал днем шары, а ночью фонари, указывающие место пожара. Шпиль венчали знаки, сигнализировавшие о силе пожара. Эту «азбуку» в ту пору хорошо знали и обычные москвичи.

Казалось бы, утилитарная постройка, а сколько в ее облике изящества! Стиль здания - эклектичный, с уклоном в европейскую старину. После недавней реставрации зданию возвращены исторические черты. Многие старые приспособления для пожарных здесь по-прежнему функционируют. Ведь в здании и сегодня размещается штатная пожарная часть. Так, в рабочем состоянии поддерживается спусковой столб, по которому современные огнеборцы в случае тревоги мгновенно перемещаются из верхних помещений на первый этаж.

В здании работает небольшой музей, где экспонируются старые средства пожаротушения, амуниция и оборудование, фотографии московских пожарных прошлых лет. Небольшими группами посетителей пускают и на смотровую площадку каланчи. Пожарные башни Москвы давно потеряли свое практическое значение, но остаются колоритными архитектурными доминантами различных районов. Неслучайно некоторым каланчам (на зданиях Хамовнической и Рогожской частей) в последние годы вернули первоначальные формы.

3 Уголок военной истории

Старинный район Лефортово, можно сказать, «белое пятно» с точки зрения обеспеченности метрополитеном. Обширное пространство между «Бауманской» и «Авиамоторной» горожанам приходится преодолевать на наземном транспорте или пешком. Но скоро ситуация в этой местности изменится. На углу Наличной и Солдатской улиц (рядом с недавно восстановленным кинотеатром «Спутник») построят станцию «Лефортово» Третьего контура.

Выходы из метро будут расположены в самом историческом «ядре» Лефортова. Солдатская улица и одноименный переулок - это те самые места, где некогда находились казармы полка под командованием сподвижника Петра I Франца Лефорта. К югу от этого места расположены интересные постройки эпохи авангарда (учебные корпуса и общежития энергетического института), а к северу - целое созвездие великолепных архитектурных и ландшафтных памятников XVIII - ХIХ веков.

Среди прочего - церковь Петра и Павла, которую Петр I построил на свои деньги для Лефортовского полка. Это военный госпиталь (расположен на месте существовавшей здесь когда-то «гофшпитали», построенной в 1707 году по распоряжению Петра I), который возведен в самом конце ХIХ века архитектором Иваном Еготовым. Это здание бывшего Алексеевского военного училища: именно его юнкера до последнего защищали центр города от красных отрядов в октябре 1917-го.

Екатерининский дворец - сосед училища - главная жемчужина Лефортова. Он строился в с 1774 по 1796 год сменявшими друг друга архитекторами, среди которых были знаменитые Карл Бланк и Антонио Ринальди. От дворца на правый берег Яузы перебросили в 1781 году Дворцовый мост, представлявший собой уменьшенную копию Большого Каменного моста на Москве-реке, только без предмостных башен. Дворцовый мост, называемый теперь Лефортовским, в отреставрированном виде сохранился до наших дней. При Павле I Екатерининский дворец превратили в казарму Московского гарнизонного полка, а в середине ХIХ века здесь расположились два кадетских корпуса. В советское время во дворце размещалась Академия бронетанковых войск.

Здесь все дышит военной историей Отечества. Близ Лефортова создавались потешные полки Петра I, превратившиеся затем в первые гвардейские. И красивый Лефортовский парк - «Версаль на Яузе», как его называли в ХVIII веке, и парк МВО в советский период во многом сохранил свою первоначальную «голландскую» планировку времен Петра I.

4 Секретный завод в усадьбе

Работы по строительству южного участка Третьего пересадочного контура планируется завершить через пять лет. Одна из станций этого отрезка будет построена в Обручевском районе и получит название «Улица Новаторов». Это совсем недалеко от живописного Воронцовского парка, расположившегося на землях усадьбы с богатой историей.

Воронцово еще во времена правления Ивана III стало царской вотчиной. При царе Алексее Михайловиче эти земли надолго перешли во владение князей Репниных. Период бурного развития усадьба переживала в конце ХVIII века, когда ее хозяином был крупный государственный деятель и дипломат Николай Васильевич Репнин. Самый же любопытный эпизод в истории Воронцова датирован 1812 годом. В первые месяцы Отечественной войны в усадьбе в условиях строжайшей секретности сооружался большой воздушный шар, с которого предполагалось бомбардировать французские позиции и тем самым нанести неприятелю значительный урон. Строительство шло под покровительством императора Александра I и при активном содействии генерал-губернатора Москвы графа Ростопчина. Однако построить шар до подхода Наполеона к Москве не успели, запуск «первого воздушного бомбардировщика» не состоялся. (Об этой истории упоминал и Лев Толстой в «Войне и мире».)

А село Воронцово в дни оккупации сожгли французы. Вместе с постройками погиб находившийся в Воронцове огромный фамильный архив Репниных, содержавший уникальные документы. После войны усадьбу отстроили заново. Новый период разорения она пережила в советское время. Здесь разместился свиносовхоз, церковь Живоначальной Троицы постройки 1807 года была закрыта, прочие постройки ветшали и разрушались. Однако после вхождения этих мест в черту Москвы началось постепенное возрождение усадьбы как общественного парка.

Комплексное восстановление Воронцова происходило уже в наши дни. Был сооружен каскад прудов в пойме реки Чуры, отреставрирована и возвращена верующим церковь, восстановлены здание бывшей оранжереи и парадный въезд в виде псевдоготических замковых башен, чем-то напоминающих по стилю постройки в Царицыне. Черты готики исследователи обнаруживают также в композиции и декоре здешнего храма - для архитектуры рубежа ХVIII и ХIХ веков это был популярный стиль.

До наших дней частично сохранилась трехлучевая планировка усадебного парка, впервые отмеченная еще на плане 1770 года. В Воронцовском парке сохранилось немало старых деревьев дореволюционной посадки. Это настоящий оазис свежести и подлинной истории в районе, который ныне плотно застроен современными домами.

5 Послевоенный эксперимент

Из подземного вестибюля станции «Хорошевская» (пересадочный узел с «Полежаевской») пассажиры смогут выйти на улицу Куусинена. В этом районе был реализован один из самых интересных градостроительных проектов послевоенного времени.

В середине 40-х здесь была редконаселенная окраинная местность - деревянные дома, небольшие заводы и Ходынский аэродром неподалеку. Именно в районе Песчаных улиц решено было возвести экспериментальный жилой массив. Этот район стал своеобразной опытной площадкой, где испытывались новые технологии и принципы строительства, новые формы социальной планировки городского квартала.

Проекты зданий разработала бригада архитекторов под руководством Зиновия Розенфельда, автором генерального плана района стал Петр Помазанов (оба они много строили в Москве еще в 30-е годы). В ту пору город остро нуждался в жилье. Свободные пространства близ тогдашней границы Москвы позволяли проектировать группы жилых зданий с прилегающими бульварами, спортплощадками, торговой, культурной и бытовой инфраструктурой. При возведении кварталов в районе Песчаных улиц впервые активно использовались сборные заводские элементы. Бетонные детали и декоративные украшения изготавливались на заводе, а на стройплощадке осуществлялась только их сборка. Благодаря этому темпы строительства были очень высокими. Однако конвейерный метод не приводил к обезличиванию: здесь широко применялись индивидуальные методы проектирования. Пройдите сегодня по району: двух совершенно одинаковых домов вы там не встретите. Наиболее интересен жилой дом № 13 на Новопесчаной улице. Он фигурирует во многих книгах по советской архитектуре. Боковые корпуса здания шестиэтажные, а центральная часть повышена до семи этажей и имеет мезонин. Изначально дом имел декоративную балюстраду, но позже ее демонтировали из соображений безопасности.

По тем временам это было элитное жилье. К тому же у жителей северной части «Песчаного квартала» и метро было рядом - станция «Сокол» появилась еще до войны. А в 1972 году подземка подошла к району с южной стороны - открыли станцию «Полежаевская». Возле нее в то время существовали «немецкие» дома, построенные после войны пленными (от этого квартала осталось лишь несколько построек на Хорошевском шоссе). А жилмассив на Песчаных улицах притягивает внимание любителей архитектуры ХХ века: по нему теперь водят экскурсии.

Андрей Мирошкин

Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: