Главная / Статьи
22 января 2013 г. 10:44, Дороги, мосты, тоннели

Кольцо раньше срока

Строительство ЦКАД будет ускорено.

Первые участки Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) будут сданы в эксплуатацию на два года раньше срока. Ускорить сооружение магистрали власти заставило расширение Москвы и введение ограничений на проезд большегрузных машин по МКАД. Правда, теперь столичному бюджету придется поучаствовать в финансировании отрезка трассы, который проходит по присоединенным к столице территориям.

Сразу после новогодних праздников премьер-министр РФ Дмитрий Медведев собрал совещание по вопросам развития столичного транспортного узла, в котором принимали участие зампред правительства Аркадий Дворкович, министр транспорта Максим Соколов, мэр Москвы Сергей Собянин, а также и.о. подмосковного губернатора Андрей Воробьёв. Глава правительства охарактеризовал транспортную ситуацию в столичном регионе как напряженную и обрушился на участников совещания с критикой за слишком медленное решение транспортных проблем. «Правительство Москвы приняло непростое решение по поэтапной разгрузке МКАД, что означает необходимость создания современных транспортно-логистических комплексов. Однако пока действия федеральных структур в этом плане не на высоте», – посетовал Дмитрий Медведев. Особое внимание премьер обратил на строительство ЦКАД: «Нужно двигаться быстрее в этом направлении, поскольку сроки сооружения Центральной кольцевой автодороги несколько раз сдвигались».

История создания ЦКАД, которая, по сути, будет представлять собой расширенное малое бетонное кольцо, а на западе – реконструированную большую «бетонку», насчитывает почти 10 лет. Постановление о строительстве правительство Московской области выпустило в декабре 2003 года, а два года спустя были зарезервированы первые участки под прокладку трассы. В декабре 2007 года правительство РФ одобрило программу сооружения ЦКАД, которая предусматривала строительство 34 развязок, 278 мостов, путепроводов и эстакад. Общая протяженность трассы шириной от 4 до 8 полос должна превысить 520 км, а расчетная скорость движения на ней составит от 80 до 140 км в час.

Первоначальный план предусматривал пять этапов прокладки дороги. Первый пусковой комплекс длиной 118 км от Новокаширского до Минского шоссе планировалось построить к 2018 году. Участок от Минского шоссе до Ленинградского на Большом московском кольце протяженностью 121 км предполагалось начать в 2014-м и завершить к 2022 году. Участок от платной трассы в Петербург до Горьковского шоссе – намеревались проложить в 2011–2016 годах. Последним этапом должна была стать реконструкция к 2022 году участка от Киевского шоссе до трассы Москва – Санкт-Петербург.

Программой было предусмотрено открыть 32 автозаправочные станции с мини-маркетами и фастфудами, 18 станций техобслуживания автомобилей, столько же мотелей, 22 ресторана и кафе. В зоне ЦКАД запланировали создание 200 тыс. дополнительных рабочих мест.

Впоследствии планы строительства ЦКАД скорректировали. В ГК «Автодор» пояснили, что в 2014–2015 годах предполагается начать строительство двух участков ЦКАД – первого и четвертого (отрезок от Горьковского до Минского шоссе), которые запланировали пустить к 2019 году. К этому сроку должна быть подготовлена и территория третьего пускового комплекса (от трассы Москва – Санкт-Петербург до Горьковского шоссе). Сооружение остальных отрезков магистрали предполагали провести уже после 2019 года.

Создание «Большой Москвы» заставило власти форсировать строительство нового кольца. «Необходимо ускорить сооружение Центральной кольцевой автодороги, чтобы избежать на присоединенных территориях столичных транспортных проблем», – заявил мэр Сергей Собянин. Настоящим транспортным коллапсом для прирезанных к городу земель и районов ближнего Подмосковья могут обернуться введенные столичными властями ограничения на проезд грузовиков по Московской кольцевой автодороге.

Как известно, с 1 марта этого года крупнотоннажные машины, следующие транзитом, не смогут перемещаться по МКАД с 6.00 до 22.00, а с 1 мая этот запрет будет распространен на все грузовики массой более 12 тонн. В дачный сезон – с 1 мая по 1 октября – фурам запрещено движение по МКАД с 6.00 до 24.00. «Треть всех машин, двигающихся по МКАД, – грузовые, из них около половины – транзитные», – пояснил Сергей Собянин. Узнав о решении столичных властей, подмосковное правительство начало в спешном порядке строить на подъездах к Москве стоянки для грузовиков. Однако, по мнению большинства специалистов, чтобы существенно улучшить транспортную ситуацию, нужно пустить грузовики в объезд. Поэтому на совещании у Дмитрия Медведева была поставлена задача ускорить строительство первого участка ЦКАД от Минского до Горьковского шоссе. «Наша цель – запустить эту дорогу не в 2019 году, как запланировано ранее, а сократить эти сроки на один-два года и уже в 2017 году сдать эти участки», – сообщил и.о. подмосковного губернатора Андрей Воробьёв. При этом, по словам господина Воробьёва, власти не намерены повторять ошибки строителей МКАД, вдоль которой размещается множество коммерческих объектов: «Следует обратить особое внимание на прилегающие к дороге территории и не допустить их застройки».

В финансировании участка ЦКАД на территории новой Москвы, по всей видимости, будет участвовать столичный бюджет. Конкретные суммы пока не определены, однако городские власти уже объявили, что объемы дорожного строительства в столице с 2014 года должны удвоиться. Эксперты, в свою очередь, отмечают, что одной только реконструкцией ЦКАД проблему пробок в регионе решить не удастся. «У нас все дороги замкнуты на Москву. Для решения транспортных проблем необходимо менять всю конфигурацию дорожной сети страны, включая развитие региональных магистралей», – подчеркивает директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин.

Елена Петрова

Новости города, Градостроительство