Главная / Статьи

Итоги работы команды Мэра. Изменения, произошедшие в Москве за пять лет

Если представить себе полноценно работающую машину времени, которая перенесла бы жителя столицы из 2010 года в наши дни, то какие изменения, произошедшие в городе, понравились бы человеку в первую очередь? Мы представили себя на месте этого гостя из прошлого и попробовали взглянуть на столицу его глазами: что изменилось в Москве за пять лет, стало ли в городе комфортнее жить, работать и отдыхать? Обратимся к цифрам и фактам. 

Москва поехала! 

Первое, на что обратил бы внимание москвич, прибывший сегодня в столицу из 2010 года: путь с окраины города до центра столицы в час пик займет в среднем на 20% меньше времени, чем это было пять лет назад. Каким бы наземным транспортом гость из прошлого ни воспользовался сегодня – общественным или личным, – скорость передвижения по столичным дорогам объективно и заметно возросла. Это стало возможным благодаря реализованному комплексу мероприятий в сфере дорожного строительства, стартовавшего в конце 2010 года. 

Первоначально власти города улучшили ситуацию на дорогах при помощи локальных мер: была создана сеть парковок, заездных карманов для автобусов и троллейбусов, расширена проезжая часть у поворотов на перекрестках. Затем в 2012 году стартовала масштабная программа реконструкции вылетных магистралей, а год спустя началась реконструкция и развязок с МКАД. 

За пять лет в Москве было построено свыше 400 км дорог, 114 транспортных сооружений, включая самую длинную в Европе эстакаду на Можайском шоссе и 140 внеуличных пешеходных переходов, а вдоль крупнейших магистралей проложены проезды дублеры, которые позволяют сворачивать вглубь районов, не снижая скорости основного транспортного потока. На вылетных магистралях появились полосы реверсивного движения и полосы разгона торможения. 

Новое метро 

Московский метрополитен за минувшие пять лет стал заметно комфортнее. По темпам строительства новых линий Москва догнала мировых лидеров – мегаполисы Китая. К имевшимся на конец 2010 года 300 км линий подземки к 2025 году должны добавиться еще 150 км, а пока за минувшие пять лет в мегаполисе были открыты 18 новых станций метро, проложены 34 км новых линий. 

До окраин, куда еще не проложены линии метро от вокзалов или узловых станций подземки, пассажиры теперь могут добраться не более чем за 20 минут благодаря полуэкспрессным маршрутам автобусов. Они передвигаются по выделенным полосам, с минимумом промежуточных остановок, а внутри салонов у них нет турникетов, задерживающих посадку пассажиров. На такие линии выходят только современные низкопольные автобусы, оборудованные системой кондиционирования воздуха в салоне и беспроводным доступом в Интернет. По времени и уровню комфорта поездка на автобусе полуэкспрессе ничем не отличается от поездки на метро. 

Велосипед - друг москвича 

За пять лет в городе появилась сеть велодорожек, создана и заработала система проката велосипедов, оборудованы велопарковки – вся инфраструктура, способствующая тому, чтобы наряду с автомобильным транспортом в мегаполисе развивался транспорт на мускульной тяге, экологичный и полезный для здоровья. 

Московский прототип немецкой S-Bahn 

Пока что полностью оценить все революционные преобразования, затрагивающие транспортную сферу столицы, не представляется возможным: некоторые из новшеств начнут работать лишь через год два. Так, в 2016 году первых пассажиров примет Малое кольцо Московской железной дороги. Построенное еще в 1906 году, оно на протяжении столетия использовалось как грузовая магистраль и не было электрифицировано. В 2013 году городские власти договорились с ОАО «РЖД» о создании совместной компании, которая займется запуском движения пассажирских электропоездов по МКЖД. С этого момента началась активная работа по строительству пассажирских платформ и электрификация железнодорожных путей. В 2016 году Москва должна получить новый вид рельсового транспорта – внутригородскую кольцевую надземку с 31 станцией, подобную берлинской S-Bahn или парижской RER. 

При этом, в отличие от пригородной электрички, МКЖД будет полностью интегрирована с метрополитеном, проезд на ней будет осуществляться по билетам метро, дополнительная плата при пересадке с подземки на железнодорожное кольцо взиматься не будет. 

Гость из 2010 года сразу отметит, что подходы нынешнего руководства столицы и его предшественников к развитию наземного транспорта коренным образом различаются. 

Так, раньше на автобусных маршрутах господствовали частные маршрутки, число трамвайных маршрутов в городе сокращалось, а пути разбирались, троллейбус вообще хотели убрать с улиц Москвы как слишком медленный вид транспорта, тормозящий движение основного потока. 

Теперь же на шоссе и городских трассах приоритет предоставляется городскому наземному транспорту: автобусы и троллейбусы передвигаются по выделенным полосам, суммарная протяженность которых за прошедшие пять лет достигла 250 км. За выезд на выделенные полосы прочих водителей штрафуют так же строго, как за нарушение скоростного режима. Трамвайные пути восстанавливаются и модернизируются, а в следующем году на городские маршруты должен выйти новый вид транспорта – скоростной трамвай. Трехвагонные составы с низким полом и сквозным проходом, развивающие скорость до 25–30 км/ч, будут курсировать по обособленным от основного потока движения путям. Они соединят между собой на северо-востоке районы Северный и Люблино, а на юге – Западное и Восточное Бирюлево. Еще один маршрут проложат на востоке вдоль шоссе Энтузиастов до района Ивановское. 

Эффективность мер, направленных на решение транспортных проблем Москвы, признали и международные эксперты. Согласно рейтингу нидерландской компании TomTom, Москва утратила статус мирового лидера по загруженности дорог среди мегаполисов мира, переместившись на четвертое место – после Стамбула, Мехико и Рио-де-Жанейро. 

Очереди за справками остались в прошлом 

Столичному гостю из прошлого наверняка понадобятся какие-либо справки. И здесь его ожидает приятный сюрприз: с бесконечными очередями в кабинеты чиновников и их секретарей удалось покончить при помощи создания системы электронной записи и запуска интернет портала городских госуслуг pgu.mos.ru. 

На сегодняшний день на нем можно удаленно получить свыше 280 разновидностей услуг, а возможностями портала уже воспользовались 3,6 млн горожан. Аналогичная система создана и для записи по Интернету к врачам: ежедневно ее используют 200 тыс. пациентов. А масштабное техническое переоснащение столичных больниц и поликлиник, произведенное в 2012–2013 годах, сделало значительно доступнее услуги высокотехнологичной медицины. 

В тех же случаях, когда требуется получение бумажного документа с официальными печатями, москвичи, вместо того чтобы бегать по разным ведомствам, могут воспользоваться услугами районных многофунциональных центров (МФЦ). В каждом из них собраны представительства полутора десятков городских и федеральных структур, действует система электронной очереди, и все справки теперь можно получить в течение получаса без хождений по инстанциям. 

Торговые «ШАНХАИ» остались в прошлом 

Удивил бы гостя из недалекого прошлого и внешний вид современных московских улиц. С них напрочь исчезли ларьки и палатки. А ведь совсем недавно еще казалось, что без них город не сможет просуществовать ни дня. В палатках в любое время суток можно было приобрести разные полезные мелочи. Но оказалось, мы прекрасно можем обходиться без них, приобретая аналогичные товары в сетевых супермаркетах или магазинах шаговой доступности. И если, скажем, в 2010 году пространства у вокзалов и на людных площадях были загромождены киосками, то теперь проход к поездам, электричкам и станциям метро для спешащих пассажиров полностью расчищен. 

Прежняя московская власть регулярно проводила шумные кампании против неорганизованной торговли на рынках или антисанитарии в уличном фастфуде. Однако результаты этих наскоков были малозначительны. 

Теперь же, по прошествии нескольких лет, стало очевидно, что реорганизация мелкорозничной торговли совершена всерьез и надолго, возврата к прежнему хаосу с киосками, ларьками и палатками больше не будет. Цивилизованным стало и уличное общественное питание. Заметнее всего это видно на территориях столичных парков. Если прежде в парке Горького, в «Сокольниках» и на ВДНХ господствовали изготовители шашлыков восточной наружности, то сегодня там продают еду быстрого приготовления, произведенную сетями быстрого питания со строгими корпоративными гигиеническими стандартами, или работают заведения с необычной едой, открытые креативными хипстерами. 

Новые ресурсы для развития 

В 2012 году город получил 148 тыс. га земли к юго-западу от МКАД для нового строительства. Превращение площадей в полноценную городскую среду находится еще на начальном этапе. Но «новые москвичи» уже ощутили позитивные изменения от перемены своего статуса. В двух округах на присоединенных землях активно строятся дороги, вводятся в строй новые детские сады и амбулатории, появляются первые парки. 

Развитие же столицы в прежних ее границах в настоящее время ведется за счет освоения территорий промзон советского периода. В прошлом десятилетии власти много говорили о необходимости освоения этого огромного резерва, составляющего 18 тыс. га, или 17% территории города в границах МКАД. Была принята даже специальная программа вывода промышленных предприятий за городскую черту. Но особых успехов на этом направлении тогда добиться не удалось. За пределы города были выведены лишь производства металлургического завода «Серп и Молот» и нескольких экологически вредных химических предприятий. Но в большинстве же промзон старые производства уже не функционировали, а помещения цехов и административных зданий сдавались в аренду под склады и офисы. Сейчас же по инициативе московских властей на федеральном уровне принимается закон, который сделает нерентабельным существование правообладателей расположенных на территории промзон объектов, в качестве рантье живущих за счет доходов с аренды помещений, и побудит их начать застройку неиспользующихся территорий. Крупнейший из таких проектов – реорганизация территории завода «ЗиЛ» – уже находится на стадии реализации. 

Всего же за пять лет в Москве построено 41,5 млн кв. м недвижимости, причем 60% из них – нежилая, т. е. фактически это новые рабочие места. На сегодня в городе возводится около 9 млн кв. м новой недвижимости и примерно 4 млн кв. м – это капитальный ремонт. Пять лет назад в Москве в ходе ревизии был выявлен 671 долгострой. За минувшие годы удалось достроить 313 зданий, то есть количество долгостроев сократилось почти вдвое. 

Самоуправление по-настоящему 

Возросло и влияние рядовых москвичей на принятие городской властью управленческих решений. И помогли этому современные информационные технологии. Осенью 2011 года заработал портал «Наш город», неофициально именуемый «Электронная жалобная книга Москвы», на который горожане могут сигнализировать о недочетах по 170 темам. Сегодня на городском портале зарегистрировано 575 тыс. постоянных пользователей, которые ежедневно оставляют 2,6 тыс. сообщений. С помощью портала за последний год было решено 183 тыс. проблем. 

Еще одним важным видом обратной связи между властями и жителями города стала функционирующая с середины прошлого года система электронных референдумов «Активный гражданин». Правительство Москвы выносит на обсуждение и голосование значимые вопросы, решение которых без учета общественного мнения способно вызвать рост социального напряжения. За год работы проекта в нем зарегистрировалось более миллиона пользователей, были проведены опросы по 580 острым проблемам. В итоге власти получили более 25 млн мнений и воплотили в жизнь свыше 250 решений, принятых с учетом мнений жителей Москвы. 

Москва - безопасная столица 

В начале 2012 года власти приняли решение о создании принципиально новой системы городского видеонаблюдения в рамках программы «Информационный город». 

Сейчас по всему городу установлено более 142 тыс. видеокамер, которые контролируют практически все пространство столицы. Видеонаблюдением нового поколения оснащено 98 тыс. подъездов в жилом секторе. Кроме того, в столице установлено 20 тыс. камер наблюдения за ситуацией во дворах и 1,7 тыс. камер в местах массовых скоплений граждан. 

Результаты проведенной работы впечатляют. Так, с помощью камер видеонаблюдения в сфере благоустройства города только в прошлом году было выставлено штрафов на общую сумму 728,8 млн руб. В 2014 году с помощью камер видеонаблюдения раскрыто почти 2 тыс. преступлений, в том числе ряд особо тяжких. 

В городе также работают 710 комплексов видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Благодаря камерам на дорогах количество аварий снизилось на 16,8%, число погибших сократи лось на 19%. 

Также городскими властями создана эффективная система хранения и поиска информации по архивам. Все записи с видеокамер передаются в Единый центр хранения и обработки данных, которые хранятся в течение пяти дней. Граждане могут продлить срок хранения видеозаписей с 5 до 30 дней для решения судебных вопросов: для этого необходимо обратиться на горячую линию Общегородского контакт центра. 

Город прирастает общественными пространствами 

Изменился сам подход к развитию городского пространства, к пребыванию человека в этой среде. За минувшие пять лет было отреставрировано более 600 памятников и выявлено и взято под охрану 98 новых объектов культурного и исторического наследия. 

Коренным образом изменился подход и к развитию уличного пространства. Прежде улица была для жителя Москвы всего лишь транспортной артерией, отрезком пути на работу, на котором не стоило задерживаться. Нужно было лишь скорее добежать до метро, автобусной остановки или автомобиля. С приходом к руководству городом нынешней команды профессионалов ведется целенаправленная политика превращения улиц в обжитые общественные пространства, где кипит жизнь, где на первых этажах домов работают кафе, галереи, фитнес-центры и другие места культурного проведения досуга, вдоль дорог разбиты скверы, стоят лавочки, прохожие не спеша совершают променад, любуясь окрестностями. Именно на это была направлена стартовавшая в конце 2012 года программа создания в городе пешеходных прогулочных зон, а со второй половины 2014 года и программа «Моя улица». В этом году в рамках последней были благоустроены 38 улиц в центре столицы и большинство вылетных магистралей. 

Ландшафтный ренессанс 

За минувшие пять лет Москва преобразилась, в столице наступил самый настоящий ландшафтный ренессанс. Город стал комфортнее, теперь человеку в нем хочется и жить и работать. Впервые за много лет москвичи признают, что не все стремятся уехать летом из столицы: здесь стало комфортно не только зарабатывать, но и отдыхать. День люди проводят в офисах или в цехах, а вечерами выходят с семьями на прогулку, проводят время в обновленных, чистых парках, отдыхают в кафе. 

Пять лет назад была запущена большая программа комплексного благоустройства города. Одним из ключевых направлений программы было обустройство и создание новых парковых зон. За пять лет были созданы и реконструированы 400 парков и зеленых территорий. Такие крупные объекты, как ВДНХ, Останкинский парк, ЦПКиО им. Горького, Главный ботанический сад РАН, Московский зоопарк, «Сокольники» и целый ряд крупнейших парков города обрели «второе дыхание». За пять лет были приведены в порядок 80 крупных городских парков, семь бульваров, 20 скверов в пределах Садового кольца, Пушкинский и Новопушкинский скверы и др. Также не были забыты и спальные районы: в 2013–2015 годах здесь создали 161 новый парк с детскими площадками, спортивными тренажерами и лавочками для отдыха. Всего за минувшие годы при строительстве новых парков было высажено 75,4 тыс. деревьев и кустарников, разбито 24,6 тыс. цветников, а также обустроено 130 детских и 94 спортивные площадки. 

Развитие метрополитена, Градостроительство, Дороги

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: