Главная / Статьи

Хватит и одного тоннеля

Несколько участков столичного метро построят по испанскому методу.

До 2020 года в столичном метро планируется построить более 160 км новых линий и 78 станций. Объемы очень большие. Для оптимизации технических и финансовых вопросов столичные чиновники решили воспользоваться так называемым испанским методом - он предполагает сооружение одного тоннеля большого диаметра, а не привычных двух. Соответственно на станциях будет две параллельные боковые платформы, между которыми в разных направлениях пойдут поезда. Так построят, например, 10 из 27 станций второго кольца (Третий пересадочный контур). Подробности прозвучали на лекции, посвященной проектированию и строительству столичного метро, которую организовало ОАО «Мосинжпроект».

Проектированием и строительством ряда станций и коммуникаций столичного метрополитена в числе прочих сегодня занимается и испанская компания Bustren. Ее специалисты, имеющие богатый опыт работы в сложных гидрологических условиях, строили метро в городах Португалии, Индии, Мексики и других стран. По испанскому методу будут построены четыре станции Кожуховской ветки: «Ферганская», «Окская», «Стахановская» и «Нижегородская», а также 10 станций второго кольца.

По словам заместителя мэра Москвы Марата Хуснуллина, у этого метода есть неоспоримые плюсы - существенная экономия бюджетных средств и сокращение сроков строительства. Основное его отличие - двухпутный тоннель. Практически все линии столичной подземки сегодня имеют два однопутных тоннеля, проходка которых выполняется двумя щитами диаметром около 6 метров каждый. Во время использования и проходки двухпутного тоннеля используется один щит диаметром 9 метров. «Для строительства двух обособленных тоннелей необходимо два щита, соответственно, и две бригады специалистов - а это около 200 человек. В двухпутных тоннелях работает один щит, на обслуживание которого требуется около 130 человек», - рассказал Марат Хуснуллин. Кроме того, двухпутный тоннель облегчает трассировку линии, а также оборудовать его инженерными системами дешевле и проще.

Само строительство ведется по инновационной технологии «топ-даун», которая позволяет строить станции условно закрытым способом «сверху вниз». Сначала строители возводят стену в грунте, которая одновременно является и несущей конструкцией станции, и ограждением котлована. Это дополнительная экономия, так как в открытом котловане ограждение возводится отдельно. Затем строится часть горизонтального перекрытия. «Весь этот процесс занимает около трех месяцев», - рассказывает главный архитектор проекта компании Bustren Анастасия Мингалеева.

У станций, построенных по испанскому методу, также имеются отличия: пути поездов в них пролегают в центре, а платформы располагаются по краям. По такому принципу, кстати, построена станция «Александровский сад», все остальные станции столичного метро выполнены «островным» способом. «Многие технические и вспомогательные помещения «островной» станции располагаются не в контуре платформы, а за ее пределами - это связано с невозможностью перекладки инженерных коммуникаций, расположенных близко к станции. В связи с этим ее длина почти в два раза больше», - говорит Анастасия Мингалеева.

К вопросу безопасности испанцы тоже подходят более основательно. Как сообщила госпожа Мингалеева, отечественные строительные нормы и правила предусматривают возможность использования эскалатора как основного эвакуационного выхода. У испанцев помимо четырех блоков эскалаторов есть четыре пожарных лифта, платформы оборудованы зонами безопасности с подводом воздуха для инвалидов-колясочников, которые могут находиться там, ожидая спасателей. А по всей длине станции частым шагом расположены различные эвакуационные выходы.

К строительству станций по испанскому методу столичные чиновники намерены приступить через год - после монтажа щитов увеличенного диаметра. По словамруководителя департамента строительства Андрея Бочкарева, сейчас идет размещение заказа на изготовление тоннелепроходческих комплексов. Производство займет около 10 - 12 месяцев, после чего можно будет монтировать щиты и приступать к проходке линий.

Анна Ширяева

Градостроительство, Метрополитен

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: