Главная / Статьи
18 декабря 2014 г. 16:17, Градостроительная политика

Хороша река, красивы и берега

Одним из основных событий на Московском урбанистическом форуме стала презентация проектов благоустройства набережных Москвы-реки.

Напомним, городские власти начали собирать заявки у претендентов еще 1 августа 2014 года. Из огромного количества проектов, направленных на суд компетентного жюри, было отобрано шесть. Затем участники занимались усовершенствованием своих предложений, и 11 декабря москвичам объявили: международный конкурс на разработку концепции развития Москвы-реки выиграла московская команда «Проект Меганом».

Впрочем, городские власти обещают собрать все лучшие предложения и реализовать их, усовершенствовав проект победителя. «Вечерка» разобралась, какие идеи предлагали архитекторы и что именно реализуют в Москве.

«ПРОЕКТ МЕГАНОМ»

Архитекторы предложили создать на Москве-реке «порты». Это условное название неких точек притяжения, которые оборудуют на берегах главной водной артерии столицы. Всего таких портов будет 37. Из них 11 - в центре, а 26 - в районах столицы.

«Их основная идея - это «порты», - рассказал о проекте-победителе главный архитектор НИиПИ Генплана Андрей Гнездилов. - Это иносказательное выражение. Команда считает, что развитие любой территории надо начинать с некой точки. Они очень точно определяют эти точки, действуя на которые, можно включить город в новую жизнь».

Создание таких «портов», по мнению архитектора, позволяет создать множество центров развития территорий в столице.

«Порт» они рассматривают в виде четырех аспектов: это выход к реке, точка связи города с рекой, элемент берега и элемент воды, где вода соприкасается с городом», - добавил Андрей Гнездилов.

TURENSCAPE (КИТАЙ)

Китайские эксперты предложили превратить Москву-реку в речушку с заросшими камышом берегами.

«Этот китайский проект очень проработан в плане экологии, архитекторы продумали глобальный охват всех берегов с высадкой болотистой травы», - сказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

При этом проект, и именно его самая сильная, экологическая, сторона, показался жюри слишком сложным в реализации.

BURGAS Y GARRIDA (ИСПАНИЯ)

Испанская команда «Бургос и Гаррида» назвала свою концепцию «Московский линейный текучий центр». И предложила... превратить главную артерию столицы в транспортную магистраль. А точнее, проложить вдоль набережных трамвайные рельсы, затем - линии легкого метро, а на последнем этапе - создать единую ветку метро.

«Недостатком этой работы мне кажется рассмотрение ленты реки без тесных контекстных связей с городом», - заметил Андрей Гнездилов.

MAXWAN (НИДЕРЛАНДЫ)

Специалисты из Нидерландов предложили преобразовать в числе первых улицы, которые связывают станции метро и набережные, чтобы облегчить доступ горожанам к реке.

Кроме того, специалисты из Нидерландов посчитали, что необходимо усовершенствовать существующие мосты, создать досуговые места, которые смогут укрыть зимой горожан от холода, а еще восстановить природные берега реки и заливные луга.

«Команда хорошо проработала то, чем мы в Москомархитектуре собираемся дополнить концепцию реки, - стандарты территорий, дорог и просто берегов», - отметил Сергей Кузнецов.

БЮРО «ОСТОЖЕНКА» (РОССИЯ)

Краеугольная идея концепции бюро «Остоженка» - воссоздание гидросистемы Москвы-реки. То есть, грубо говоря, архитекторы предложили открыть коллекторы, в которые убраны малые реки.

«Были предложены довольно экстравагантные решения, к примеру, убрать Филевскую ветку метро и открыть русло реки Фильки», - рассказал главный архитектор столицы.

SWAGROUP (США)

Американцы посчитали, что реку удобно использовать как дорогу. Это стержневая идея проекта консорциума, в котором лидировал американский коллектив SWAGroup.

Вдоль берега они предложили запустить скоростной трамвай, причем рельсы проложить на настиле над водой. Эта идея показалась жюри неудачной, да и труднореализуемой.

«Трамвай подкосил всю концепцию, рельсы - это всегда барьер», - сказал главный архитектор.

РЕАЛИЗАЦИЯ

Тем не менее в каждом проекте были предложены очень интересные решения, которые будут использованы при создании финального проекта, в основу которого ляжет концепция «Проекта Меганом».

Его разработкой займется НИиПИ Генплана совместно с командой-победителем. Предполагается, что работа будет завершена к апрелю. Первых результатов реализации концепции можно ожидать через три-пять лет.

«Очевидно, что первоочередная реализация коснется объектов, которые уже находятся в строительстве, и тех, что уже спроектированы, - подчеркнул Сергей Кузнецов. - Это первая очередь парка «Зарядье», промышленная зона «ЗиЛ», где уже идет строительство и спроектирован пока километр (дальше будет больше) интересного формата набережной с широким променадом».

Августин Северин

Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: