Главная / Статьи
8 октября 2012 г. 10:29, Транспортное строительство

Город отказывается от отечественных эскалаторов

Столичные власти задались целью "разрушить монополию" питерского завода, ныне работающего под именем ЗАО "ЭЛЭС", который поставляет эскалаторы для Московского метрополитена с советских времен. Как рассказал "Известиям" замглавы Департамента строительства Москвы Владимир Швецов, в этом году городская подземка впервые может закупить подъемники немецкого концерна ThyssenKrupp. Речь идет о пяти контрактах на общую сумму 535 млн рублей.

Как пояснил Швецов, в следующем году будут закуплены 27 эскалаторов – для станций «Парк Победы» и «Деловой Центр» Калининско-Солнцевской линии, «Жулебино» и «Спартак» Таганско-Краснопресненской. Тендер уже объявлен, вскрытие конвертов запланировано на 18 октября.

При этом велика вероятность того, что новым поставщиком эскалаторов будет не ЗАО «ЭЛЭС», по вине которого в этом году задержали открытие станции «Парк культуры» Кольцевой линии. Ранее по той же причине срывались сроки открытия станций «Добрынинская» и «Электрозаводская».

«Он (ЭЛЭС. – «Известия») являлся монополистом в Советском Союзе, и так эту позицию и удерживал, – заявил Владимир Швецов. – Но любого монополиста можно разрушить, нужно только задаться целью и нужно время. Сейчас мы вводим других игроков, проводим тендер, есть другие поставщики».

Он добавил, что речь идет о новой компании в Санкт-Петербурге «Эскомстроймонтаж-Сервис», о Крюковском вагоностроительном заводе (КВСЗ, Украина), а также о ЗАО «Трансмашхолдинг», которое организует такое производство. Участвовать в тендере сможет и компания немецкого концерна ThyssenKrupp. «Они получили свидетельство о годности их эскалаторов для метрополитена в России, Ростехнадзор подписал им документы», – пояснил Швецов. Чиновник отметил, что стоимость 1 метра эскалатора начинается от двух млн рублей.

Представители ЭЛЭС назвали заявление столичных властей «не очень этичным». «Мы действительно многие годы были единственными производителями в стране, за все время своего существования завод поставил в Московский метрополитен 700 эскалаторов, – заявил замгендиректора ЗАО «ЭЛЭС» Кирилл Муравьев. – Но считаем, что конкуренция – нормальное явление».

Он добавил, что задержки с поставками произошли из-за неожиданного для завода резкого роста числа заказов на эскалаторы, связанного с активизацией строительства метро после прихода на пост Мэра С. Собянина.

Муравьев подтвердил, что предприятие будет участвовать в новом конкурсе. Он посоветовал московским властям «поддерживать отечественного производителя» и «более тщательно планировать сроки».

Менеджер по работе с ключевыми клиентами ООО «ТиссенКрупп Элеватор» Владимир Талантов подтвердил участие компании в тендере. Он отметил, что подъемники этого производителя компактнее, чем отечественные. «Эскалаторам российского производства необходимо отдельное машинное помещение для механизмов, тогда как в конструкциях ТиссенКрупп эти детали умещены в самом лестничном каркасе», – пояснил он. По его словам, миниатюрность подъемников помогает «сэкономить» 20-40 метров и таким образом сделать новые станции дешевле. «Стоимость строительства метро – около 460 тыс. рублей за 1 метр, таким образом экономия на одной станции может составить более 18 млн рублей», – пояснил Талантов.

Он, правда, отметил, что немецкая компания может отказаться от планов претендовать на лот по оборудованию глубокой станции «Парк Победы» с высотой подъема более 60 метров.

«Конечная стоимость такого длинного эскалатора с учетом таможенных пошлин и транспортных издержек может оказаться выше максимальной цены по конкурсу», – пояснил Талантов.

Эксперт организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков планы столичных властей одобрил. «Конкурсные задания раньше писались таким образом, чтобы зарубежные производители просто не могли подойти по требованиям, – пояснил он. – Тогда как европейские и корейские производители могут «поставить» четыре свои «нитки» там, где сейчас умещаются лишь три отечественные лестничные линии».

Между тем научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин надеется на то, что интересы отечественных производителей ущемлены не будут. «Они могут продолжить поставлять продукцию в прежних объемах, – пояснил он. – Но, учитывая, что такого темпа метростроения, как сейчас, в Москве ранее не было, нужно вводить и зарубежных игроков».

Наталья Корчмарек

Развитие метрополитена

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: