Главная / Статьи
22 сентября 2014 г. 11:24, Градостроительная политика

Финалисты добрались до берега

Концепцией развития берегов Москвы-реки займутся шесть компаний

В Москве объявили финалистов конкурса на разработку концепции градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке.

Из 216 компаний, подавших заявки, жюри отобрало шесть - две российские, испанскую, китайскую, голландскую и американскую, которым до начала декабря нужно представить приоритетные задачи по обустройству береговой линии на 2015 - 2016 годы, расчетные (2017 - 2025 годы) и перспективные (до 2035 года). Кроме того, от них ждут детальных предложений по трем участкам - на ЗиЛе, в Строгино и рядом с ММДЦ «Москва-Сити».

На конкурс по благоустройству городских набережных и прилегающих к ним территорий заявки подали 216 компаний, объединенных в 47 консорциумов из 15 стран мира. На предварительном этапе заявители могли ознакомиться только с общими характеристиками Москвы-реки, имеющимися в открытом доступе, и не выдвигали никаких конкретных предложений. Жюри ориентировалось в первую очередь на портфолио из реализованных проектов и оценивало способность архитекторов заниматься территориями подобного масштаба и специфики, а также на умение привлекать к работе специалистов из различных отраслей.

В Москомархитектуре уверены, что конкурсантам не обойтись без помощи биологов, экологов, специалистов по транспортному проектированию, логистике и т.д. Но жестких рамок не будет: власти рассчитывают, что команды сумеют объединить полезный опыт таких городов, как Мадрид, Шанхай, Сеул, Лондон, Париж и других мегаполисов, успешно развивающих свои околоводные пространства, и в то же время предложат ряд ярких идей.

В шорт-лист в результате жесткой конкуренции попали следующие компании: Burgos & Garrido Arquitectos (Испания) совместно с российской Cityworkers, Turenscape (Китай), «Меганом» (Россия), SWA Group (США), Maxwan Architects + Urbanists (Нидерланды), ООО Архитектурное бюро «Остоженка» (Россия). 1 октября они соберутся на первом семинаре, где ознакомятся с вводными данными и техническим заданием, рассказала первый замдиректора НИиПИ Генплана Москвы Марина Лепешкина.

Как уже сообщала «Московская перспектива», ранее специалисты института провели подробный анализ территории, ставшей предметом конкурса. В ходе мониторинга выяснилось, что по протяженности береговой линии преобладают неблагоустроенные и производственные территории - на них в сумме приходится 46%, природные и озелененные территории занимают 34% береговой линии, общественные - 12%, жилые - всего 8%. Такое соотношение не устраивает городские власти.

«В Москве запускается большое количество новых проектов, и для вовлечения в оборот осталось мало свободных территорий. В то же время многие участки, находящиеся у реки, не используются, но у них есть большой потенциал для развития. Во всем мире водные пространства являются центром притяжения, и эти территории наиболее привлекательны с точки зрения инвестиций», - говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Новая концепция должна предусматривать приоритет общественных пространств и создание более прочных связей между рекой и соседними территориями для повышения качества и комфортности городской среды. Сейчас такие связи отсутствуют даже в местах расположения архитектурных и исторических доминант.

«Возьмем Новодевичий монастырь - казалось бы, это благоустроенная территория, любимое москвичами место для прогулок, где есть обустроенные набережные, но связь с Москвой-рекой никак не поддерживается. Золотые маковки можно видеть только с проплывающих мимо прогулочных корабликов», - сетует глава департамента культурного наследия Александр Кибовский.

По словам главы стройкомплекса Марата Хуснуллина, в техзадание конкурса вошли 83 км водной поверхности, 201 км береговой линии и 10,4 тыс. га соседних территорий. «Это большой амбициозный проект, охватывающий 10% всей площади города», - подчеркивает заммэра. По его словам, власти ждут от конкурсантов предложений по увеличению числа пешеходных и рекреационных зон вдоль Москвы-реки, повышению инвестиционной привлекательности прилегающих к ней территорий и переосмыслению транспортной функции артерии. «Мы хотим, чтобы часть акватории использовалась круглогодично - для перевозки и пассажиров, и грузов», - уточняет господин Хуснуллин.

Сейчас для транспортных целей Москва-река используется менее интенсивно, чем несколько лет назад: ежегодно по ней перевозится всего 1,2 млн пассажиров (преимущественно туристов на речных трамвайчиках) и 9 млн тонн грузов. Вместе с тем столичные власти не хотят, чтобы в концепцию попали дебаркадеры. «Москва - это столичный город с парадными фасадами и мостами. И я считаю, что в том виде, в каком сегодня расположены дебаркадеры, им не место на реке», - подчеркивает Сергей Кузнецов.

В соответствии с техзаданием архитекторы в первую очередь должны представить проектные предложения по набережным в границах Садового кольца с указанием конкретных решений по обеспечению беспрепятственного доступа к воде и организации пространства для всесезонного использования. А также выделить приоритетные задачи по благоустройству прибрежных территорий на 2015 - 2016 годы, расчетные - на 2017 - 2025 годы и перспективные - до 2035 года. По трем участкам, прилегающим к Москве-реке, от конкурсантов ждут более детальных проработок с параметрами и экономическим обоснованием. Это ЗиЛ, Строгино и ММДЦ «Москва-Сити».

«На территории ЗиЛа можно создать прогулочную набережную, похожую на Круазетт в Каннах или Ницце. Автомобильное движение будет рассчитано на несколько полос с небольшой скоростью движения и достаточным количеством светофоров. Нужно соблюсти баланс между движением пешеходов и машин», - полагает Сергей Кузнецов.

Напомним, что проект планировки ЗиЛа предусматривает формирование застройки, на 70% состоящей из объектов общественного назначения, а на 30% - из жилья. Это соотношение не оставляет сомнений в востребованности будущего променада.

В свою очередь Строгинская пойма уже является одним из самых привлекательных мест отдыха жителей Москвы и в то же время - уникальной природной территорией (Щукинский полуостров входит в состав природного парка «Москворецкий»). Хотя участок относится к зоне реорганизации и подлежит комплексному преобразованию, здесь не предполагается капитальная застройка. В рамках конкурса архитекторам предложат подумать, как не в ущерб природе создать в Строгинской пойме туристско-рекреационную зону общегородского значения.

Наконец, третья площадка, где от конкурсантов ждут предельной конкретики, - это ММДЦ «Москва-Сити». Город небоскребов выходит на Краснопресненскую набережную и смотрит на набережную Тараса Шевченко, расположенную на другой стороне реки, поэтому рекомендации должны включать оба берега. Сейчас дорога рядом с небоскребами превращена в хаотичную автостоянку, а пешеходы не имеют доступа к воде. «Территория нуждается в создании упорядоченных пешеходных, автомобильных и визуальных связей с прилегающей застройкой и Москвой-рекой», - отмечают в Москомархитектуре.

Архитекторам рекомендуется поискать возможные пути доступа к воде, организации прибрежного пространства, доступного для пешеходов, решить вопрос взаимодействия транспортных и пешеходных потоков, а также внести предложения по модернизации производственного процесса объектов инженерной инфраструктуры, расположенных на набережной. На противоположном берегу, по мнению чиновников, напрашивается создание видовых площадок и современной озелененной пешеходной зоны, простирающейся от памятника Тарасу Шевченко до театра «Мастерская Петра Фоменко».

СПРАВКА

Готовые концепции должны быть представлены на техническую экспертизу в Москомархитектуру к 14 декабря, через два дня власти обещают объявить победителя. Он получит от города 6 млн рублей и право переработать свои предложения в градостроительную документацию, которая будет учитываться при утверждении Генплана и ПЗЗ. Впрочем, остальные финалисты внакладе не останутся.

Общий призовой фонд конкурса - 30 млн рублей. Это значит, что предложения каждой из команд обойдутся бюджету в 4 млн рублей. На первый взгляд сумма вроде бы невелика. Однако предыдущий опыт организации международных конкурсов вызывает сомнение в эффективности их использования.

Напомним, что в 2012 году Москва затратила на концепцию развития присоединенных территорий 2,5 млн евро (по 250 тыс. каждому из 10 участников). Но ни один проект-победитель до сих пор не востребован.

Екатерина Шмелева

Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: