Главная / Статьи

Феномен полицентричности. Москве необходимы новые центры

В рамках Московского урбанистического форума состоялась панельная дискуссия «Драйверы развития полицентричной модели города», в которой принял участие заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. 

В рамках сессии на примерах крупнейших инфраструктурных проектов, реализующихся и планируемых к реализации в Москве в ближайшее время, были рассмотрены актуальные проблемы в области градостроительства и организации городской инфраструктуры. 

– Москва давно вышла за свои административные границы и стала мегаполисом, который не может развиваться в одном на правлении. Поэтому сегодня назрел вопрос о полицентричности города, – заявил заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. 

Среди стратегически важных проектов, которые реализуются в городе, были обозначены модернизация Малого кольца Московской железной дороги, строительство транспортно-пересадочных узлов, реконструкция набережных и прилегающих территорий Москвы-реки. 

Марат Хуснуллин назвал главным драйвером полицентричной модели города комплексное развитие транспортной инфраструктуры и строительство транспортно-пересадочных узлов. 

– Развивая «новую» Москву, осуществляя реновацию промышленных зон, обустраивая территории в акватории Москвы-реки, город создает новые точки роста и объекты притяжения горожан. Это позволяет перераспределить транспортные потоки и преодолеть накопившиеся за годы проблемы перегруженности центра и неравномерного развития, а также сформировать новую, полицентричную структуру, сделать Москву городом, удобным для жизни и работы, – подчеркнул Марат Хуснуллин. 

Участники дискуссии сошлись во мнении, что важнейшей составляющей полицентричной модели города для Москвы должна стать река. И проект ее развития, который называется «Порты будущего», должен стать образцом для подражания для всего мира. 

Задача ближайших лет – развернуть Москву-реку лицом к городу, сделать ее активной частью городского развития и доступной для жителей. Проекты, которые реализуются сегодня в непосредственной близости от реки, сопряжены с множеством рисков, требуют значительных инвестиций и должны учитывать интересы и застройщиков, и города, и его жителей. 

– Мы разработали архитектурные стандарты по благоустройству набережной по нескольким уровням: где-то это должны быть капитальные работы, где-то просто работы по благоустройству, где-то – фактически сохраненные природой, но с качественной зоной доступа. Эти стандарты известны инвесторам, которые ведут строительство на Москве-реке, потому что сегодня у нас большинство набережных вообще не имеют доступа, так как это бывшие промышленные предприятия. Поэтому с инвесторами мы договорились работать по нашим стандартам, и те вопросы, которые возникают, мы обсуждаем на штабе у Мэра города, а технические детали, связанные с проектированием, мы возложили на одно из наших предприятий – Центр Сити, которое координирует работу инвесторов и городских заказчиков. Часть вопросов обсуждается на совете Москомархитектуры. У нас получается такая многоступенчатая система управления, но мы надеемся, что это даст конкретный результат, – рассказал Марат Хуснуллин. 

Как подчеркнул декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Алексей Новиков, феномен полицентричности держится на очень многих слоях. Мультимодальная транспортная инфраструктура, строительство транспортно-пересадочных узлов повышают мобильность населения, приводят к образованию новых субцентров, уплотнению городской среды, созданию торговых и развлекательных объектов в пешей доступности. 

После обсуждения основной темы дискуссии заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства объяснил существование или отсутствие всех возможных рисков развития, о которых говорилось на конференции: 

– Необходимо развивать качество арендного жилья, сделать его разноплановым в различных городских районах. Несколько лет назад мы разрешили строить апартаменты в центре города, считали, что они будут сдаваться, и мы тем самым стимулировали активность рынка наемного жилья, его мобильность. Но пробел в законодательстве позволил девелоперам продавать эти апартаменты. Часть из них действительно сдается, но большая часть продана, и сейчас мы занимаемся новой проблемой: люди переехали сюда на постоянное место жительства, социального жилья не хватает, прописки нет, плата за жилищно-коммунальные услуги очень высока. Поэтому сегодня мы с нашими коллегами из Московской городской Думы думаем, как решить сложившуюся ситуацию законодательно. Развитие арендного жилья для нас является задачей номер один. 

Задача номер два, и почему-то никто из присутствующих об этом риске не спросил, но я хотел бы обратить на это внимание, – состояние жилого фонда. В Москве на сегодняшний день примерно 450 млн кв. м недвижимости. Примерно половина из них – это жилье с износом почти 50%. При этом необходимо понимать, что за 5–10 лет оно придет в состояние ветхости, а через 20 – будет аварийным. Наш первый опыт сноса домов индустриальной серии показал, что, потратив на это 10 лет и колоссальные деньги, мы сумели реализовать только часть программы, сегодня подошла ее вторая очередь. Так что нужно продумать законодательный градостроительный механизм, чтобы обновить ветхое жилье в городе. Если мы не будем строить и капитально ремонтировать примерно 15 млн кв. м недвижимости в год, город просто будет ветшать, и это очень серьезный риск для города. Его надо снизить. Единой формулы застройки нет. Для каждого района будет приниматься индивидуальное решение. Где-то город будет субсидировать, где-то будем делать переселение или увеличивать плотность. Это очень сложный вопрос, и мы надеемся подойти к нему через год, решив ряд вопросов на законодательном уровне. 

Отвечая на вопрос, оказывает ли давление бизнес на городские программы, Марат Хуснуллин сказал, что Мэр Москвы Сергей Собянин всегда ставит на первое место интересы города и его жителей. 

– Да, конечно, об этом говорили все предыдущие мэры, но никто из них не отменил 20 млн кв. м контрактов, невыгодных для города, как это сделал Сергей Семенович, требуя пересмотреть все условия заново, с учетом мнений москвичей. Представляете, какая была проведена огромная работа в этом отношении, особенно за первые два года? – задал риторический вопрос Марат Хуснуллин. 

Он добавил, что руководству города в течение пяти лет приходится в ручном режиме подправлять существующий Генплан столицы. 

– Мы промахнулись по количеству жителей, автомобилей, которых реально стало больше. Но что-то быстро поменять и найти решение проблемы мы не могли, поэтому приходилось как-то приспосабливаться. Но до 1 июня 2016 года мы получим Генплан с условиями землепользования, обозначенной территорией застройки, что даст полное понимание развития на ближайшие 20 лет. 

Объясняя возможные риски передела собственности в результате развития промышленных зон, Марат Хуснуллин отметил: 

– На сегодняшний день неспособность большого количества собственников договориться между собой о развитии территорий привела к тому, что город не смог подступиться к промышленной зоне, площадь которой составляет 18 тыс. га. В границах «старой» Москвы – это 18%, а если еще вычесть озелененные территории, то получается, что половина города просто не функционирует. Там нет никакого производства, имущество долгие годы не используется, устаревает, налогов нет, а инвесторы сидят в ожидании. Когда выйдет закон о развитии промышленных зон на федеральном уровне, будет гораздо легче этим заниматься. И если бы подобный закон вышел пять лет назад, не было бы необходимости развивать новые территории. 

Кроме того, сегодня на законодательном уровне до сих пор не отрегулировано взаимодействие различных субъектов по вопросам землепользования. Приведу пример строительства развязки на Можайском шоссе: две ее опоры стоят в Московской области, но строится и проектируется за московские деньги. Из-за того что объект частично располагается в другом субъекте Российской Федерации, нужно выделить эти две опоры, сдать их на баланс Московской области и, чтобы начать строить эту развязку, получить от области утвержденный проект планировки. Это же нонсенс! Причем это большая проблема не только для мегаполиса, но и для других субъектов РФ. 

Во время сессии было высказано предложение остановить развитие Москвы и все силы бросить на другие регионы. С этой идеей Марат Хуснуллин категорически не согласен: 

– Другие регионы должны создавать условия для своих жителей, чтобы они не уезжали, а я, в свою очередь, и дальше буду делать все возможное, чтобы Москва развивалась и становилась лучшим городом в мире. 

Отвечая на вопрос о развитии «новой» Москвы, он отметил: 

– Сейчас проводится политика долгосрочных вложений, потому что начиная с 2018–2019 годов «новая» Москва через налоговую базу начнет нам возвращать вложенные в нее деньги. Уже сегодня там создано 80 тыс. рабочих мест. У нас есть очень хороший пример: в Москву вкладывали 20% бюджетных денег, а привлекали 80% небюджетных. Это тот случай, когда цель оправдывает средства. 

Говоря о полицентричности города, Марат Хуснуллин отметил, что в Москве уже давно сложились свои центры и задача города – обеспечить их транспортной инфраструктурой, связать между собой.

– Мы же не просто в Генеральном плане нарисовали новые дороги, метро. Мы все это строим. Москва – единственный город в мире, который всю транспортную инфраструктуру строит только за бюджетные деньги. Потому что, во-первых, наше законодательство не позволяло нам строить платные дороги, а во-вторых, в стране не было длинных дешевых денег, которые могли быть вложены в транспортную инфраструктуру. Сегодня эти деньги и механизмы появились, поэтому будем развивать государственно-частное партнерство. Наш пятилетний опыт работы показал: построено колоссальное количество транспортной инфраструктуры. И работа во всех направлениях будет продолжена.

Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: