Главная / Статьи
11 декабря 2012 г. 15:46, Градостроительная политика

Фактор "Ч"

Ведущие урбанисты мира считают, что без рядовых горожан им не справиться.

Российская столица становится центром притяжения лучших умов, озабоченных не только тем, как сделать города комфортными для жителей, но и тем, как заставить глобальный город "работать" и на свою страну, и - без преувеличения - на все человечество. "Мегаполис в масштабе человека" - таков был девиз II Московского урбанистического форума, состоявшегося 4 и 5 декабря в Манеже.

Все флаги в гости

Организованный правительством Москвы форум собрал свыше 1800 делегатов из 20 стран мира. Пленарные заседания, лекции и сессии проходили при огромном стечении народа. Индийцы интересовались строительством социального жилья у чилийцев, американцы старались постичь секреты германского гуманизма по части организации общественного транспорта, голландцы воспевали трамваи, бельгийцы – электрички… При этом и гости, и хозяева форума мало говорили о городских объектах как таковых, – речь в основном шла о людях – как пользователях, так и вдохновителях градостроительных концепций и решений.

– Город – это целостный механизм, потому что невозможно изменить что-то одно, не меняя с той же скоростью и другое, – сказал в своей речи на открытии форума Сергей Собянин. – В противном случае бурное развитие частного пространства обернется отставанием и даже деградацией общественной инфраструктуры, что, собственно, мы и наблюдаем. Я должен сказать, что первыми масштаб этих проблем, их остроту поняли не городские власти, а сами москвичи. Городское сообщество, граждане ясно заявили, что идеология развития Москвы должна меняться. Вместо создания отдельных очагов частного благополучия нужно заниматься качеством жизни в городе в целом. И это уже задача правительства Москвы. Эксперты говорят, что от 40 до 60 процентов взрослого активного населения мегаполисов потенциально заинтересованы принимать участие в каких-либо проектах, готовы предлагать свои идеи или выступать в качестве контролера. Это значит, что мы можем опираться на поддержку миллионов хорошо образованных, активных и конструктивно настроенных жителей. Что в разы увеличивает возможности для созидательной работы.

Правда, активность москвичей еще предстоит направить в полезное русло. Особенно когда дело касается повседневных тем. «Общественная активность на местном уровне растет, но механизм согласования различных интересов отсутствует. Поэтому начинаются конфликты между группами населения, – заметила председатель комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению Светлана Разворотнева.

– Отсутствуют публичные места, где можно собираться и обсуждать проекты или просто общаться. Появились ТСЖ, закон предписывает проводить общие собрания. Но это негде делать. Люди собираются в случайных, некомфортных местах и опять же конфликтуют».

Транспорт – это контакты

Из-за недостаточности общественных пространств и пешеходных зон (их значимость всем очевидна, участники форума не столько дискутировали об этом, сколько соглашались друг с другом) социальную ткань Москвы создает… транспорт. Чтобы он не множил проблемы, а решал их, необходимо следовать потребностям людей, а не голым расчетам. При этом, говорили эксперты, бессмысленно строить инфраструктуру, не совершенствуя технологии.

– Изобретатели велосипеда представить не могли, что в Азии его будут использовать как грузовик, – продемонстрировал выразительные слайды Федерико Казаленьо, директор лаборатории Mobile Experience Массачусетского технологического института. – Чтобы не конфликтовать с пользователями, а сотрудничать, нужно понять, чего они хотят. Четырехмиллионная агломерация Порту-Алегри в Бразилии – пример того, как благодаря постоянному изучению потребностей пользователей город решает проблемы и прекрасно развивается. Все данные были открыты, чтобы подключить жителей к решению судьбы их города. Прежде чем начать преобразование транспортной системы, фиксировались все передвижения, людей опрашивали на остановках. Человек должен не только передвигаться по улицам, но и получать доступ к информации, доступ к другим людям. В Париже на некоторых остановках мы установили веб-камеры – по ним можно общаться с диспетчером. Как выяснилось, 30% людей не читают карту, им нужно объяснять словами. При таком подходе не придется заставлять людей пересаживаться из личного транспорта в общественный, они сами этого захотят.

Лучше других московские транспортные проблемы понимает Кульвир Сингх Рэйнжер, директор по спецпроектам международного управления Serco Plc, бывший советник мэра Лондона. – Каждый день в 5 утра могут позвонить – что-то случилось в метро, в тоннеле, – вспоминал гость. – Включаешь радио – первым делом сообщают о пробках. И думаешь: что я сейчас буду говорить мэру? В Лондоне буквально только что началась велосипедная революция. Около 50 тысяч человек ездят на работу в центр на велосипеде, оставляя авто на перехватывающих парковках. В Москве тоже можно попробовать увязать веломаршруты с остальной инфраструктурой. В 2008 году эта задача казалась нам невыполнимой.

К слову, в 2013 году метро Лондона – первому в мире – исполнится 150 лет.

Домашняя работа

Некоторые выступавшие задавали в том или ином виде один и тот же вопрос: если города, кварталы, здания проектируют профессионалы, почему людям в них неудобно? Самым выразительным примером служили московские спальные микрорайоны, застроенные панельными домами. «Микрорайон – не советское изобретение, как может показаться, – заметила Анастасия Смирнова, сооснователь архбюро SVESMI. – У нас своя специфика – когда возводились микрорайоны, отсутствовала частная собственность и существовала госмонополия на землю. Сейчас ситуация поменялась, а строим по тем же лекалам. Микрорайон не рассчитан на изменения. Если людям в нем неудобно, они сами его переделывают». Например, превращают квартиры на первых этажах в магазинчики, открывают детские центры чуть ли не в бывших котельных…

Похожая картина была в Голландии. Как с этим справились, рассказал урбанист Герт Урхан:

– После войны, чтобы скорее решить жилищную проблему, было жесткое государственное планирование, строили по спущенным сверху проектам, не обсуждая с жителями. Получались микрорайоны с минимальной инфраструктурой, которые не способны к обновлению и неудобны для жителей. Теперь у нас развивается новая практика – уход от крупных инвестпроектов и крупных проектов планировок. Наши градостроители стараются быть ближе к людям.

Московские градостроители пока не готовы настолько демократизироваться, но сломать «микрорайонный» подход обещают.

– Нужен симбиоз функций, сближение жилого фонда, рабочих мест, социальной инфраструктуры, – говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. – Чтобы в шаговой доступности горожан находились все жизненные пространства. Это основа новой градостроительной политики Москвы.

Сергей Кузнецов добавил, что город не собирается отказываться от панельного домостроения, но эту отрасль ждут большие перемены: «Мы должны вырастить поколение другой культуры, с другим вкусом. Что видели мы? Сначала детский сад панельный, потом такая же школа, потом дом… Но панельный – это не значит плохой. Мы ведем переговоры с производителями и уже знаем, что даже на существующей базе можно заметно улучшить качество жилья. Модернизация панельного домостроения – это не вопрос желания инвесторов, это политика города».

О любви

В ближайшие годы 70 процентов населения мира будет жить в городах. Исторически – они двигатели прогресса, а вскоре станут залогом выживания стран и наций. Урбанисты предрекают, что в конкуренции за умы и таланты победят те города, в которых не просто удобно и комфортно, а те, которые вызывают чувства – любовь.

– Пусть вас не обманывают небоскребы Токио – это город малых форм, – поведал архитектор Джулиан Уоррал, преподаватель Токийского университета. – В последний раз я был в Москве еще в советское время. Мое сегодняшнее первое впечатление такое же, что и тогда, – величие. Огромные здания, бульвары и площади. Город составлен из массивов, а не из частиц. Перед Москвой стоит проблема масштабирования, соразмерности человеку. Малые формы дают самобытность – то, за что город можно любить, а не только им поражаться. Детали создают эмоцию.

Столичные власти это понимают, поэтому малыми формами занялись так же энергично, как и крупными.

– Сегодня в Москве 150 тысяч вывесок, но только 31 тысяча имеет разрешения. Поэтому с 2013 года начнут действовать правила размещения рекламных конструкций, – объявил Сергей Кузнецов. – Москва – один из самых благоустроенных мегаполисов мира, но качество уличного дизайна весьма невысокое. У нас есть утвержденные каталоги малых архитектурных форм. Город руководствовался соображениями безопасности и антивандальности. Оценки дизайна не было. Мы готовим пилотный проект дизайн-кодов – концепции оформления значимых улиц с привязкой к конкретным зданиям. Это Тверская улица, Ленинский проспект и ряд других.

Москвичей обещают привлечь к обсуждению этого, как и всех остальных проектов. Состоявшийся форум – выразительное приглашение мировых профессионалов. Масштаб Москвы таков, что обязывает власть сотрудничать с «городом и миром», потому что одной ей не справиться.

ЧТО ДАЛЬШЕ

Сразу после окончания II Московского урбанистического форума заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин поручил начать подготовку к очередному форуму. Об этом он заявил 6 декабря на заседании штаба по взаимодействию Москомархитектуры и проектных институтов. «Мы должны изучать мировой опыт, отслеживать современные тенденции и в конечном итоге понимать, как эти тенденции могут быть отражены в нашем новом Генеральном плане», – сказал Марат Хуснуллин.

Ксения Величко

Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: