Главная / Статьи
13 августа 2013 г. 10:23, Дороги, мосты, тоннели

Добро пожаловать в ЦКАД

На совещании у Путина для строительства платной магистрали решили распечатать «кубышку».

Главной темой транспортного совещания у Владимира Путина стало строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), которую Президент назвал одним из крупнейших инфраструктурных проектов страны. По его словам, новая схема финансирования, предусматривающая использование средств Фонда национального благосостояния, позволит завершить сооружение кольца уже в 2018 году.

Почти на всем протяжении проезд по ЦКАД будет платным. Уже за первые два года эксплуатации (2019-2020) планируется собрать 32,4 млрд руб.

Строительство ЦКАД ранее предполагалось начать с севера и северо-востока: за Лобней, Пушкино, Ивантеевкой и Ногинском.

Однако после расширения Москвы Правительство РФ решило форсировать сооружение ЦКАД на юго-западном направлении. Теперь приоритетным считается участок между федеральными трассами М-4 «Дон» и М-1 «Беларусь» протяженностью 64 км. К его строительству планируется приступить уже в 2014 году.

На совещании, которое в понедельник провел Владимир Путин, решалось, кто и как будет финансировать сооружение новой магистрали, главная задача которой – разгрузить стоящую в вечных пробках МКАД. Бюджетных средств хватает только на два участка дороги из пяти, да и то построены они будут только к 2020 году, сообщил министр транспорта Соколов. Поэтому Правительство РФ предложило «распечатать» для ЦКАД Фонд национального благосостояния (ФНБ), куда в течение последних лет капали излишки нефтяных доходов.

Всего из фонда на возвратной основе планируется взять 150 млрд руб. Еще 73,8 млрд руб. даст государство и 76 млрд руб. – частные инвесторы. Этой суммы, по расчетам чиновников, должно хватить на сооружение участка протяженностью 290 км параллельно Малому кольцу бетонки и реконструкцию 50 км самого кольца. Использование «кубышки» позволит завершить строительство ЦКАД уже осенью 2018 года. Причем не частично, а в полном объеме. Дорога будет представлять собой суперсовременную четырехполосную магистраль со скоростью движения 120 км в час.

Пока не подсчитано, сколько всего земель придется изымать у собственников по ускоренной «сочинской» схеме. (По северному и северо-восточному направлениям Автодор насчитал 606 участков частных лиц, подлежащих отчуждению.) В понедельник Путин потребовал, чтобы этот процесс был максимально прозрачным и не вызвал социального напряжения в обществе. С крупными лендлордами власти планируют договариваться на общих основаниях. По словам Президента, «попытки раздуть сметы нужно контролировать», а «спекуляции жестко пресекать». При этом государство приветствует участие в проекте частных инвесторов. Строительство ЦКАД не случайно разбили на пять пусковых комплексов. «Привлечь инвесторов на отдельные участки проще, чем на все кольцо», – пояснил Президент.

Участие частного бизнеса означает, что новое автокольцо будет эксплуатироваться в платном режиме. Деньги будут взиматься со всех автомобилей за проезд по большей части ЦКАД, и только с грузовиков грузоподъемностью от 12 тонн за использование западного участка, который проходит по бетонке и не имеет дублера. Размер платы пока не определен. По словам Путина, он должен быть «доступным для граждан и необременительным для участников экономической деятельности».

В документах Автодора сообщается, что увеличение доходов от сбора платы за проезд за счет строительства ЦКАД за период 2019-2020 гг. составит 32,4 млрд руб.

Кроме того, на совещании обсуждался вопрос развития пригородного железнодорожного сообщения в Московском регионе.

Путин пообещал сохранить субсидии федерального бюджета на строительство новой инфраструктуры, в частности, дополнительных главных путей на пяти приоритетных направлениях. Реализация этого проекта позволит до 2020 года запустить электрички в режиме наземного метро: поезда будут курсировать с интервалом 3-5 мин, время в пути до основных городов Московской области составит 25-30 мин. Ранее предполагалось, что государство откажется от субсидирования железнодорожной инфраструктуры, полностью переложив эти расходы на регионы.

Елена Егорова

Градостроительство