Главная / Статьи

Большие миллиарды

Федеральное Правительство готово выделить дополнительные средства на решение транспортных проблем Москвы.

Чтобы решить транспортные проблемы Москвы, федеральное Правительство может выделить дополнительные деньги на расширение выездов из города и ускорение строительства новой кольцевой дороги.

Финансирование строительства вылетных магистралей и Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) может быть увеличено, рассказал Мэр Москвы С.Собянин после совещания по развитию Московского транспортного узла. Сколько денег потребуется и на какие именно проекты, еще не определено, говорят два участника совещания. С 2014 г. объемы дорожного строительства в Москве должны удвоиться, заверил Собянин: будет вводиться 140 км дорожного полотна против 60 км в среднем за последние годы. Но для серьезного эффекта нужно, чтобы и «коллеги из Министерства транспорта в таком же графике и в таком же темпе реконструировали свои вылетные магистрали, которые идут за МКАД», подчеркнул Мэр.

Сейчас скорость на выезде из Москвы составляет до 10 км/ч, посетовал и. о. губернатора Московской области Андрей Воробьев: первые 12-15 км автотрасс, примыкающих к столице, необходимо расширять.

Большинство проектов по строительству и реконструкции федеральных трасс и так сосредоточено на выходах из крупных городов, где необходимо увеличивать пропускную способность, замечает федеральный чиновник. Приоритет автодорог Московского транспортного узла закреплен и в проекте Транспортной стратегии до 2030 г. Бюджетное финансирование для трасс М5 «Урал», М8 «Холмогоры», М9 «Балтия» должно пойти на реконструкцию участков, которые входят в международные транспортные коридоры «в первую очередь в пределах Московского транспортного узла», указано в стратегии. В 2012 г. на территории Москвы и области шла реконструкция на трассах М9 «Балтия», М4 «Дон», М5 «Урал», М8 «Холмогоры», а также на Московском малом кольце, напомнил министр транспорта Максим Соколов. На развитие транспортного узла из бюджета было выделено 121 млрд руб., план на ближайшие три года – около 270 млрд руб. без учета дополнительных субсидий Московской области, рассказал Соколов (см. инфографику). А Подмосковье получит 30 млрд руб. на обустройство железнодорожных переездов, сообщил Воробьев.

«Миллиарды-то большие – толк будет от этого?» – переспросил премьер Дмитрий Медведев Соколова: финансирование выросло, а «облегчения все равно нет». Соколов в ответ призвал подождать два-три года, когда все проекты Москвы и области придут к «логическому завершению» и сработает синергетический эффект. Двигаться нужно быстрее, призвал премьер. Например, строительство ЦКАД должно было начаться еще в 2011 г., а сейчас только идет подготовка территории на одной из секций будущей кольцевой трассы. В апреле прошлого года премьер уже распорядился ускорить проектирование строительства ЦКАД на территории «большой Москвы». Проектирование завершено, а подготовка территории и строительство начнутся в 2014 г., как и поручал премьер, говорит представитель «Автодора». По программе деятельности госкомпании к 2019 г. должна быть построена южная часть ЦКАД (от трассы М7 «Волга» до М1 «Беларусь») и подготовлена территория под строительство северного участка (от М10 до М7), продолжает он. Инвестиции в первые три участка до 2019 г. должны составить 241,1 млрд руб., 168 млрд из них – госфинансирование. Средства на следующие два участка еще не выделены – они будут строиться после 2020 г. и в госпрограмму еще не вошли, на эти два участка потребуется еще около 100 млрд руб.

ЦКАД должна перехватить грузовой транспорт «на дальних подступах» и разгрузить МКАД, объяснял предправления «Автодора» Сергей Кельбах. Правда, эксперты, обновлявшие стратегию социально-экономического развития России до 2020 г., проект критиковали, указывая, что новое кольцо лишь закрепит неэффективную конфигурацию дорожной сети, замкнутую на Москву. Уйти от радиальнокольцевой структуры все равно не получится, замечает президент Института экономики города Надежда Косарева, но ее можно адаптировать к современным транспортным потокам. Расширять вылетные магистрали необходимо, но нельзя этим ограничиваться, добавляет она. В Москве объекты транспортной инфраструктуры занимают менее 10% земель против 20-25% в европейских столицах. Исправить это можно, не только реконструируя имеющиеся магистрали, говорит Косарева: например, под транспортную инфраструктуру можно было бы использовать земли промзон. Все транспортные потоки замкнуты на Москву, замечает директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин: чтобы решить ее транспортные проблемы, нужно активнее строить региональные трассы, меняя конфигурацию дорожной сети страны.

Маргарита Лютова

Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: