Главная / Статьи

Без отклонения от графика

Столичные власти комплексно занялись приведением в порядок транспортной инфраструктуры города. Ставка сделана на развитие метрополитена, протяженность которого до 2020 года должна достигнуть 451 км путей. В ближайшее время линии подземки продлят в отдаленные районы Москвы и за МКАД. Впрочем, увеличивая число пассажиров метро, власти предлагают и способы перераспределения потоков - создание новых центров притяжения, третьего пересадочного контура и т. п. В конечном итоге столичный метрополитен должен стать комфортнее и снизить загрузку наземного транспорта.

Первоочередность разрешения транспортной проблемы вызвана небывалой остротой ситуации. Исследования, проведенные в 2011 году в утренний час пик рабочего дня, зафиксировали загрузку общественного и личного транспорта при движении в центр на уровне 1 млн 185 тыс. человек. Это на 23% больше норматива (965 тыс. человек), разработанного в 1960-х годах. По результатам исследований, ежедневно в Москву и область въезжают от 2,5 до 3 млн человек. Возросла и численность населения столицы: если в 2000 году в ней проживали 10,1 млн человек, то в 2011-м - 11,6 млн. Эксперты предупреждают: нагрузка на транспортную инфраструктуру Москвы продолжит расти. По оптимистичным прогнозам до 2025 года загрузка увеличится на 37% (1 млн 325 тыс. человек). Независимые аналитики называют цифры страшнее - на 50%. Это может привести к перманентному параличу транспортного сообщения в центре столицы.

Чтобы этого не допустить, городские власти разработали план развития метрополитена, согласно которому до 2020 года предстоит построить 150 км путей и 70 станций. Для их обслуживания планируется ввести в эксплуатацию 7 новых и реконструировать 8 действующих депо.

Работы уже стартовали. В этом году метрополитен должен получить в эксплуатацию "Новокосино" Калининской линии (3,5 км путей), "Пятницкое шоссе" Арбатско-Покровской линии (2 км) и "Алма-Атинскую" Замоскворецкой линии (3 км). Кроме того, в этом году должна завершиться реконструкция электродепо "Печатники". Вообще в планах метростроевцев до 2015 года продлить действующие линии в периферийные районы города, за пределы МКАД и на территорию Московской области. Так, Таганско-Краснопресненская ветка в 2013 году уйдет дальше на юго-восток до станции "Котельники" (всего 6,6 км путей и 3 новые станции). Люблинско-Дмитровскую линию в 2014 году продлят еще на 6 станций на северо-запад с конечной станцией "Селигерская" (10,3 км путей). В 2013 - 2014 годах метрополитен получит новые электродепо "Митино", "Братеево", "Солнцево", "Лихоборы". Депо "Владыкино" и "Планерное" расширят.

Расширению подвергнут часть метрополитена в историческом центре, где достроят Калининскую линию от "Третьяковской" до "Делового центра" (будет включать в себя еще 3 станции и 5,1 км путей). Кроме того, план развития подземки предусматривает строительство новых путей и станций на присоединенных с 1 июля территориях Московской области. В частности, туда уйдет Сокольническая ветка, которую продлят на 7,6 км (3 новые станции). В планах также строительство хордовой линии вдоль Калужского шоссе через район Коммунарка.

В 2015 году начнутся активные работы по строительству второй кольцевой линии.

Она пройдет на расстоянии одной - шести (в зависимости от дистанции перегонов) станций откольцевой ветки. Пока третий пересадочный контур включает в себя три станции Каховской линии. В 2015 году ко второй кольцевой ветке добавится участок от "Нижней Масловки" до "Делового центра".

Программа развития столичного метрополитена позволит увеличить количество пассажиров, снизив загрузку наземного транспорта. Однако возникает вопрос: справится ли подземка с потоком новых пассажиров? Избежать паралича метро призван взятый мэрией курс на децентрализацию столицы. В "Большой Москве" будет сразу несколько центров притяжения: Сколково, Троицк, Рублево-Архангельское. Для разгрузки исторического центра (где, по всей видимости, будут развивать туристический кластер) также построят и третий пересадочный контур. Кстати, для удобства пассажиров около новых станций построят перехватывающие парковки.

Планы столичных властей, конечно, впечатляют. Но в то же время вызывают некоторое сомнение в реалистичности. Руководство города и метростроевцы преисполнены оптимизма. В этом году последние должны перешагнуть психологический рубеж, сдав 8,5 км путей и 3 станции. Никогда еще московская подземка не видела таких темпов. В следующем году на стройку выйдут 35 тыс. рабочих.

Расширением сети метрополитена занимаются такие крупные подрядчики, как ОАО "Мосметрострой", ЗАО "Объединение "ИНГЕОКОМ", ОАО "УСК МОСТ", МУП "Казметрострой", ОАО "Бамтоннельстрой", ОАО "Мосгипротранс". Функцию единого оператора проекта по развитию метро выполняет ОАО "Мосинжпроект". Этот статус закрепляет за компанией функции подрядчика по проектированию и строительству большинства объектов метрополитена, позволяет контролировать сроки, стоимость и качество работ.

В "Мосинжпроекте" корреспонденту "Московской правды" подтвердили, что план по расширению метрополитена, утвержденный постановлением правительства Москвы, реализуется без отклонения от графика.

Евгений Уваров

Развитие метрополитена, Градостроительство

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: