Главная / Статьи
29 января 2013 г. 12:15, Транспортное строительство

Александр Прохоров: Свободных участков, пригодных для строительства метро, очень мало

Строительство метро в городе продолжается рекордными темпами. Как и любой капитальный проект, строительство даже одной станции - комплексная задача. Для начала необходимо найти свободный участок земли в густо застроенной Москве, либо договориться с собственниками участка о размещении на их территории строительной площадки. А уж затем можно переходить к видимым любому горожанину процессам – самому строительству. О том, как выделяется земля под строительство метро, и хватит ли ее на все планы городской власти по расширению метро, «ВМ» спросила у заместителя руководителя Департамента земельных ресурсов города Москвы Александра Прохорова.

Строительный бум

- Какой объем земельных участков был выделен под строительство станций метро в 2012 году?

- Надо сказать, что у нас в 2011 году начался бум строительства метро. Раньше таких объемов стройки не было. Конечно, строительство объектов метрополитена курирует Департамент строительства города Москвы. А мы для этих целей оформляем земельные участки. За 2012 год было оформлено 93 договора аренды на общую площадь свыше 130 гектаров земли. В прошлом году было построено 2 километра Митинско-Строгинской линии от станции «Митино» до станции «Пятницкое шоссе», и в декабре 2012 года станция «Пятницкое шоссе» была введена в эксплуатацию. Для этих целей было оформлено 2 земельных участка. Также в прошлом году было построено 3 километра Замоскворецкой линии от станции «Красногвардейская» до станции «Братеево» («Алма-Атинская»). Станция «Алма-Атинская» была введена также в декабре. Для строительства этой ветки мы предоставляли 8 земельных участков.

- Известны ли уже планы на 2013 год?

- Да, мы работаем наперед. Ведь выделение земли – это всего лишь маленькая доля того процесса, который представляет собой строительство метро. Уже выделено 5 земельных участков для строительства Таганско-Краснопресненской линии на участке от станции «Выхино» до станции «Котельники». По Бутовской линии от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк» предоставлено 5 земельных участков. И еще по Калининско-Солнцевской линии на участке от станции «Деловой центр» до станции «Парк Победы» предоставлен 1 земельный участок. Ввод всех этих участков намечен на декабрь 2013 года. В целом план наших действий расписан до 2017 года. Именно на этот год коллеги планируют ввод трех станций на Калининско-Солнцевской линии от станции «Парк Победы» до станции «Раменки». Данную линию город намерен продлить на 9,2 километра. И мы уже в этом году предоставили для этих целей 5 земельных участков.

Метро и собственник

- Большая часть земельных участков в городе закреплена за разными собственниками. Свободной земли мало. Как департамент договаривается о строительстве метро в том или ином районе?

- Отсутствие свободной земли - это гигантская проблема. Свободных участков, пригодных для строительства метро, очень мало. И главное, правообладатель участка не всегда идет навстречу городу, а иногда и чинит препятствия. Тем не менее мы всегда стараемся договориться. Предлагаем правообладателю разные варианты. Схема работы следующая: городом принимается комплексное решение о развитии транспортной инфраструктуры, в частности метро, в том или ином районе. Москомархитектурой разрабатывается соответствующая градостроительная документация и обосновывающие материалы (месторасположение станции, ее размер, количество выходов, вентиляционных шахт и иных объектов). Одновременно определяется так называемое пятно застройки. Департамент земельных ресурсов сообщает актуальную информацию о существующих обременениях правами третьих лиц, ограничениях в использовании земельных участков, а также о свободных территориях в зоне строительства. Анализ полученной информации позволяет Москомархитектуре и проектировщикам при необходимости и по возможности осуществлять корректировку проектных решений. Свободные земельные участки оформляются для строительства объектов метрополитена. С правообладателями земельных участков, расположенных непосредственно в зоне строительства, проводятся переговоры с целью возможного использования их территории на время строительства (иногда даже безвозмездно). В некоторых случаях достаточно откорректировать границы земельного участка (конечно, при согласии правообладателя). Либо просто оформить гражданско-правовую сделку. Если же с правообладателем не достигнута договоренность об освобождении земельного участка, приходится применять процедуру изъятия. Это - исключительная мера!

- А каких горожан больше – упирающихся или тех, кто согласен пустить на участок?

- На самом деле, добросовестных горожан больше. Кроме того, ведь приятно, когда метро в шаговой доступности. Правообладатели свободно пускают на свой участок для строительства, понимая что капитализация их бизнеса, учитывая приближенность метро, растет. Большинство людей понимают необходимость решения сложившейся транспортной ситуации в городе. А вот случаев изъятия у нас за период строительства метро было всего два. Необходимость изъятия для строительства дорог возникает чаще, в связи с разницей в характере стройки. Метро – локальное строительство, а вот дороги, в виду их протяженности, затрагивают гораздо большее количество правообладателей. Мы стараемся договариваться со всеми, и в любом случае будем обеспечивать транспортную доступность в те или иные районы.

- Как именно происходит процедура изъятия земли?

- Существующим законодательством определены случаи и процедура изъятия земельных участков для государственных нужд. Решение об изъятии принимается Правительством Москвы на основании утвержденной в установленном порядке градостроительной документации, обосновывающей данную необходимость. Правообладатели изымаемых объектов недвижимого имущества должны быть письменно уведомлены не позднее чем за 1 год до предстоящего изъятия. До истечения указанного срока выкуп возможен только с согласия правообладателей. Решение об изъятии земельного участка для государственных нужд подлежит обязательной государственной регистрации, после осуществления которой правообладателям также направляется письменное уведомление с указанием даты регистрации. Выкуп земельного участка осуществляется путем заключения с правообладателями изымаемых объектов недвижимого имущества Соглашений о выкупной цене и других условиях выкупа, подготовленного на основании проведенной оценки рыночной стоимости объектов недвижимого имущества. Оценку рыночной стоимости объектов недвижимого имущества проводит независимая оценочная организация, с которой Департаментом заключен договор на осуществление указанных действий по результатам конкурса. Оценка производится на день, предшествующий дню принятию правового акта об изъятии.В случае недостижения соглашения по истечении года с момента направления правообладателю уведомления орган исполнительной власти может предъявить в суд иск о выкупе земельного участка для государственных нужд. По результатам указанных мероприятий осуществляется государственная регистрация прекращения прав на изъятые земельные участки. В общей сложности процедура изъятия носит довольно длительный характер и составляет по срокам от одного до трех лет. Надо понимать, что любые договоренности с правообладателями участков на праве аренды или на праве собственности – это огромная экономическая нагрузка на бюджет и высокий уровень принятия решений. В случае если на участке обнаружен самовольно построенный объект, собственник этого объекта, в соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ, должен его снести за свой счет.

- А как быстро можно выделить земельный участок?

- Если территория не имеет обременений, то оформление земельного участка для строительства объекта метрополитена занимает ориентировочно месяц. Если участок расположен на территории природного комплекса, существуют некоторые ограничения в проведении строительных работ. Кроме того, в данном случае предусматриваются обязательные компенсационные мероприятия по озеленению. Не надо забывать, что метрополитен имеет определенную техническую зону, в пределах которой невозможно, к примеру, строительство жилых домов.

Новые территории

- Хватит ли земли на новых территориях для строительства метро?

- Да, вполне. В настоящее время проводится анализ новой территории и определяется необходимость и потребность в строительстве метро. Когда на этих землях будет создана соответствующая инфраструктура и город придет к необходимости строительства метро, тогда и будет идти речь о выделении земельных участков.

СПРАВКА "ВМ"

Оформленные участки под строительство метро

2014 год

Люблинско-Дмитровской линии от станции «Марьина Роща» до станции «Селигерская» протяженностью 10,3 километра оформлено 25 земельных участков. К вводу планируется 6 станций.

Для строительства участка Сокольнической линии от станции «Юго-Западная» до станции «Румянцево» протяженностью 6,5 километров оформлено 4 земельных участка. К вводу планируется 3 станции.

2015 год

Для строительства Калининско-Солнцевской линии на участке от станции «Третьяковская» до станции «Деловой центр» протяженностью 5,1 километра оформлено 13 земельных участков. К вводу готовится 3 станции.

Для строительства Третьего пересадочного контура на участке от станции «Нижняя Масловка» до станции «Хорошевская» и до станции «Деловой центр» протяженностью 12,2 километра оформлено 23 земельных участка. К вводу планируется 6 станций.

Для строительства станции «Суворовская» Кольцевой линии оформлено 2 земельных участка.

Юлия Зименко

Развитие метрополитена

Вам также могут быть интересны другие статьи по теме: